Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 05.05.2024, 02:37

Историк Никулин. Путешествия во времени...

Категории раздела
Текущая информация [3]
Инструкции [5]
История Казахстана [156]
Всемирная история [22]
Обществознание [6]
Специализация [4]
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Материалы для домашней работы

Главная » Статьи » Специализация

Монгольский период часть 3

ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ БОРЬБА УГНЕТЕННЫХ НАРОДОВ. ПРОТИВ МОНГОЛЬСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ

По данным арабского писателя Ибн-Васыля, в 1229-1230 гг. на террито­рии Западного Казахстана "... вспыхнуло пламя войны между татарами (мон­голами) и кыпчаками”, сильно разгоревшееся в 1237 г. Особенно проявил себя в борьбе с монгольскими завоевателями отряд кыпчаков во главе с Бачманом - кыпчаком из племени ольбурлик. Операция против него осуще­ствлялась большими силами монгольских войск. Подробно об этом сооб­щают "Юань-ши” и персидские историки XIII - начала XIV вв.

Джувейни писал о Бачмане, что он был бесстрашен и неуловим: "...где бы войска монгольские не искали (его) следов, нигде не находили его, потому что он уходил в другие места и оставался невредим. Узнав, что он скрывается на одном из островов р. Едиль (Волги), против него двинулось большое войско на 200 судах”. Отряд Бачмана был окружен и после ожес­точенного боя уничтожен, а сам он - пленен и казнен.

Рашид-ад-дин также приводит рассказ о пленении Бачмана, операция против которого осуществлялась большими силами под командованием внука Чингисхана Мункэ, впоследствии ставшим последним великим ха­ном империи, созданной его дедом, перед ее распадом на отдельные мон­гольские государства. Только на суда было посажено 20 тыс. воинов, не считая тех, кто шел облавой вдоль берега.

С данными мусульманских авторов перекликаются сведения "Юань-ши”. "На Злуну (т.е. март 1237 г.) Мункэ хан вторгся в земли кыпчаков и достиг Каспийского моря. Их (кыпчаков) правитель Бачман бежал с семьей на ос­тров в море. Мункэ хан, узнав об этом, двинулся с целью пленить его: К несчастью, поднялся ветер и вода спала, появилась возможность пройти вброд. Мункэ хан сказал: "Небо открывает мне путь”. Войско Бачмана было вырезано, а сам он попал в плен. Мункэ хан приказал ему стать на колени, но тот ответил: "Я сам вождь и не боюсь смерти. Я не верблюд, чтобы становиться на колени”.

После этого, не теряя перед казнью присутствия духа, посоветовал монго­лам задуматься о своем возвращении, так как была вероятность прилива.

Это не единственные примеры героической борьбы предков казахского народа против монгольских завоевателей. И после этого поражения кыпча­ки не прекращали борьбу: "...В год барса, соответствующий 639 г. хиджры по мусульманскому летоисчислению (1241-1242 гг.), кыпчаки в большом числе пошли войной на сына Джучи, который в бою их разбил...”.

"Из-за сильного сопротивления части кыпчакских племен, (Угэдэй хан) отправил в поход Бату (Батыя русских летописей), Бури, Мункэ и других царевичей на помощь Субеетаю (Субэдэю)”, так как Субеетай-баатур встре­чал сильное сопротивление со стороны тех стран и народов, завоевание которых ему было поручено еще при Чингисхане, а именно - народов Кан- дин (канглы), Кибчаут (кыпчаки)”.

В ходе завоевания использовали обширный арсенал средств, как воен­ные, так и дипломатические приемы, шпионаж, систему заложников - сви­детельств этому в летописях более чем достаточно.

Наиболее тяжелый удар испытали на территории Казахстана найманы и кереиты, часть которых была изгнана из Монголии, а также кыпчаки и кан­глы, обитавшие и в других регионах - государстве Хорезмшахов в Средней Азии, Иране, Афганистане, североказахстанских и южнорусских степях. В союзе с Хорезмом, Русью, аланами (асами) - жителями Северного Кавказа они оказывали монгольским завоевателям упорное сопротивление. Карлу­ки - жители Жетысу, а также та часть кыпчаков, канглы, найманов, кереи­тов, которые подчинились Чингисхану без сопротивления, но под угрозой завоевания, также понесли серьезные потери в результате участия в завое­вательных войнах монголов против других стран.

Для Казахстана монгольское нашествие было величайшим бедствием, как и для других завоеванных стран. Об этом свидетельствует Плано Карпини - посол римского Папы ко двору великого хана монголов: "Их (кыпчаков) истребили татары (монголы) и живут в их земле, а те, кто остался, обраще­ны ими в рабство”. Такова была участь населения Казахстана, боровшего­ся с монгольскими завоевателями.

Чтобы подавить сопротивление местного населения, Чингисхан приме­нял методы массового террора и насилия, опустошая целые районы. Пер­выми жертвами этих методов стали присырдарьинские города и селения Южного Казахстана. В числе городов разных стран, население которых было полностью уничтожено монголами, три южноказахстанских города - Отрар, Сыгнак, Ашнас. Таким образом, монгольское завоевание сопро­вождалось массовым истреблением людей, разрушением производитель­ных сил, уничтожением материальных и культурных ценностей.

Как сказал ан-Нисави, "...люди стали свидетелями таких бедствий, ка­ких не было слышно в минувшие века, во времена ушедших государств. Слыхано ли, чтобы какая-то орда выступила из мест восхода солнца, про­шла по земле вплоть до Баб ал-Абваба (Дербента), а оттуда перебралась в страну кыпчаков, совершила на ее племена яростный набег и орудовала мечами вслепую? Не успевала она вступить в какую-нибудь землю, как грабила ее, а захватив какой-нибудь город, разрушала его. Затем, после такого кругового похода, она возвратилась к своему повелителю через Хорезм невредимой и с добычей, подвергнув при этом уничтожению паш­ни страны и приплод скота и поставив ее население под острие мечей. И все это за каких-нибудь два года”. Таковы свидетельства очевидцев монгольс­кого нашествия - величайшей трагедии средневековья. Полную чашу стра­даний испила и наша страна - Казахстан.

Массы кыпчаков под натиском монголов бежали из степей Казахстана и Восточной Европы. Монгольское завоевание раскидало их по разным стра­нам, хотя основная часть осталась в родных кочевьях.

В 1241 г. группа кыпчаков во главе с ханом Котяном бежала в Венгрию, где их принял на службу венгерский король. Он позволил им кочевать в степях Паннонии, что вызвало крайнее раздражение монгольского Бату хана, пославшего венграм угрожающее письмо. Лаврентьевская летопись под 1229 г. сообщает, что кыпчаки из Поволжья бежали на север, в Волжскую Булгарию.

На Руси, Валахии (Румыния), в Польше и Литве в конце XIII в. гоже появилось много беглых кыпчаков. Многие кыпчаки попали к монголам в плен и были проданы в рабство в Европу, северо-западную Африку, но осо­бенно много их попало в Египет и Индию. Кыпчакские юноши, как и вообще тюрки, высоко ценились как прекрасные воины для личных гвардий мусуль­манских правителей этих стран - мамлюков и гулямов. Они пополнялись ра­бами, купленными еще детьми и юношами, обученными военному делу и воспитанными при дворце. Эти воины были преданы только своему повели­телю. Лучшими гулямами и мамлюками считались тюркские рабы.

В Египте, куда было продано очень много рабов тюркского происхожде­ния, гвардия мамлюков уже в XIII в. оказалась сформированной в основ­ном из кыпчаков.

И вот в 1250 .г. кыпчакские мамлюки захватили власть и стали во главе Египта. Именно они создали ту боевую силу, которая стала неодолимой пре­градой для доселе непобедимых монгольских завоевателей. Так, например, они не подпустили монголов к границам Египта и спасли Каир от участи Багдада и Дамаска, где во время вторжения Хулагу хана "кровь текла рекой по улице” - как свидетельствовал арабский летописец ал-Макризи.

Египет и Сирия - центры арабо-мусульманской цивилизации - были в окружении врагов. С востока надвигались монголы, а с запада - европейс­кие крестоносцы. Кыпчаки-мамлюки отразили обе угрозы.

В 1260 г. правитель - султан мамлюков тюрк Мустафа Кутуз нанес монго­лам сокрушительное поражение в Сирии, перед этим казнив монгольских послов за ультиматум о сдаче. Эмир Бейбарс, убивший Кутуза и занявший султанский трон, дважды разбил монголов в Сирии. Ал-Макризи писал, что Бейбарс родился в кыпчакских степях и у него был один голубой глаз, т.к. другой был закрыт бельмом. Из-за этого недостатка он еще мальчиком был продан в Дамаске всего за 800 динаров. Благодаря неистощимой энергии, он пробил себе дорогу к трону, не брезгуя заговорами и убийствами. Бейбарс правил Египтом более 17 лет. Он перестроил многие каналы, судоверфи, во­енные укрепления, необходимые для успешной эксплуатации богатств стра­ны. Когда в 1264 г. в Каире начался голод, Бейбарс обязал всех богатых людей кормить за свой счет определенное число жителей столицы.

В 1278 г. к власти пришла семья, которая правила Египтом 103 года. Основателем этой династии был мамлюк Калавун, которому, по словам арабского летописца XIV в. Ибн-Батгуты, дали прозвище "Человек-тыся­ча”, так как он был куплен на невольничьем рынке за 1000 динаров. Как пишет ал-Макризи, он тоже был родом из Дешт-и-Кыпчака, широкоплечим красивым мужчиной. Он говорил по-тюркски и плохо знал арабский язык. Почти все годы своего правления он провел в военных походах за предела­ми Египта, сражаясь с монголами и их вассалами, а также с крестоносца­ми. В 1291 г. под натиском мамлюков пала Акка - последний оплот рыцарей на "земле обетованной”. Ан-Насир, единственный сын Калавуна от мон­гольской принцессы Аслун-хатун, наследовал трон отца. Он был типичным представителем кыпчакских мамлюков со всеми их пороками. Ан-Насир правил Египтом 42 года, если не считать тринадцатилетнего перерыва, когда по молодости лет он не сумел удержать власть. Набравшись сил, он вер­нулся на трон и жестоко отомстил врагам. Ан-Насир вошел в плеяду тех удивительных правителей, вокруг имен которых слагались легенды об ог­ромных богатствах, неимоверной жестокости, расцвете благодаря их по­кровительству искусств и знаний.

Кыпчакские мамлюки уверенно чувствовали себя на берегах Нила, проч­но завоевав место в египетском обществе. Мамлюкская система власти помогла объединению государства и, несмотря на войны с монголами и крестоносцами, обеспечила безопасность торговых путей.

Дальновидный Ан-Насир заключил выгодные союзы и обеспечил безо­пасность своих границ. Большое значение придавал средиземноморской торговле, свидетельством чему служит прорытый во времена его правле­ния, в 1311 г., канал между Александрией и Нилом, на строительстве кото­рого работали 100 тыс. человек. Ибн-Баттута говорит о важности каирского порта, о 30 тыс. судов, перевозивших товары по Нилу.

В 1303 г. Ан-Насир разгромил монголов в Сирии. По возвращении из этого похода перед Ан-Насиром и его мамлюками на улицах Каира рассти­лали ковры; за армией победителей двигалось 700 пленных монголов. Еги­пет при Ан-Насире богател и процветал. Но после его смерти в 1341 г. в стране начались гражданская война, голод и чума, унесшие около милли­она жизней.

Девять сыновей Ан-Насира правили после него, но каждый удерживал­ся на троне лишь по несколько лет. Мамлюки убивали одного султана за другим, господство их подходило к концу. Последний аккорд в их лебеди­ной песне прозвучал в 1382 г., когда кавказский мамлюк Баркук, или чер­кесский мамлюк, как именуют его источники, был "возведен” в султаны и заложил основы последней мамлюкской династии в Египте.

Арабский автор XIV в. ал-Омари, составивший объемную географичес­кую и политическую энциклопедию о современных ему народах Востока, не мог скрыть своего высокомерия араба-мусульманина и горожанина к диким, по его мнению, кочевым племенам кыпчаков. Он писал, что кыпчаки живут в нищете, что у них нет посевов, а стужа губит их скот. Это "жалкий народ” без веры, ума, привязанности и проницательности. Но тут же, на тех же страни­цах, можно встретить совершенно другие отзывы о кыпчаках.

Автор вспоминает, что, тем не менее, из среды кыпчаков вышли и сами султаны и их вельможи: "Тюрки из этих стран (кыпчакских степей) - один из лучших родов тюркских по своей добросовестности, храбрости, избеганию обмана, совершенству своих станов, красоте своих фигур и благородству своих характеров. Цари из них (мамлюкские султаны Египта) чувствуют склонность к своим сородичам и хлопочут об усилении числа их, так как Египет заселился и стал охраняемым ими со всех сторон. Из них были светила государевого совета, председатель собраний и предводители земли Египта”.

В Каире возникли районы, где жили кыпчаки. Один такой квартал носил название орда. В Египте при мамлюках утвердилось много черт обществен­ного и частного быта кыпчакской степи. Мамлюки недолюбливали арабские обычаи. Им хотелось ввести свои правила, основанные на тюркской кочевой традиции. Жители Каира с удивлением наблюдали, когда мамлюкские эмиры кыпчакского происхождения разъезжали на необычных на их взгляд повоз­ках, которые видел в казахских степях и описал Карпини.

Как когда-то пировали кыпчаки в своих степях, так и их потомки в Егип­те к столу знатных мамлюков и самих султанов закалывали лошадей. Ели конину, пили кумыс. Кумыс подавали на приемах у султана Бейбарса, что стало одним из косвенных обстоятельств его гибели. Намереваясь уничто­жить своего соперника, принца Малик Кахера, Бейбарс приготовил для него чашу отравленного кумыса. Но, в стиле героев Шекспира, Малик Кахер ловко поменял чаши, Бейбарс выпил яд и умер в агонии. Ему было немно­гим больше 50 лет.

Ан-Насир тратил огромные средства на покупку племенных лошадей, на свадьбу своего сына зарезал 20 тыс. овец. Мамлюки пренебрегали даже шариатом - религиозной юридической догмой стран ислама.

В Египте произведения арабской и персидской поэзии и прозы переводили на кыпчакский язык. Мамлюки покровительствовали искусству и наукам, особенно медицине. Египет XIV в. славился врачами, была развита даже ги­некология, что необычно для мусульманской страны. Особенно они поощря­ли ветеринарию, следствием чего стала интересная литература о лошадях.

От эпохи правления кыпчакских мамлюков осталось немало выдающихся памятников архитектуры - мечеть Бейбарса, или "Форт Сулковского”, как ее позднее назвал Наполеон. В 1284-1285 гг. Калавун создал на улице Муиз один из самых красивых архитектурных ансамблей Каира, состоящий из мавзолея, больницы, медресе, часть которого сохранилась до наших дней. При жизни Ан-Насира его эмиры словно соревновались, кто построит са­мые красивые мечеть, мавзолей или медресе. Около 15 мечетей, мавзоле­ев, медресе сохранились и сейчас. Три великих памятника, оставленных Ан-Насиром, символизируют его сложный характер и практический склад ума. Это знаменитый акведук, по которому вода из Нила поступала в цита­дель, мечеть в цитадели (1318 г.) и медресе-мавзолей. Эти примеры можно продолжать до бесконечности.

Но очень важно то, что в ХІІІ-ХІУ вв., в эпоху войн с монголами, "взду­мавшими покорить мир”, Египет стал главным убежищем для мусульман со всего света. К 1300 г. население Каира достигло миллиона человек, т.к. туда стекались беженцы из всех мусульманских стран, спасавшиеся от монгольских бесчинств.

Таким образом, в Египте появилось много мусульманских ученых и философов, ремесленников и учителей, чья безопасность была гарантиро­вана военной мощью Мамлюкского султаната. И вполне понятно, что в пос­ледующие 200 лет представители науки и искусства способствовали рас­цвету культурной жизни Египта. Только в Каире были построены 150 мече­тей, медресе и мавзолеев, и почти все они были шедеврами архитектурного искусства. Но все это стало возможным благодаря героизму и мужеству мамлюков, тюркских воинов - выходцев из Дешт-и-Кыпчака, спасших от полного разгрома арабо-мусульманскую цивилизацию.

Аналогичную роль сыграли тюрки, в частности, кыпчаки, в Индии. В 1193 г. Кутб-ад-дин-Айбек - тюркский гулям правителя государства Гури- дов в Северной Индии и Афганистане - захватил Дели и стал там гуридским наместником. Когда в 1206 г. его повелитель Мухаммед Гури был убит, Айбек провозгласил себя независимым правителем в Дели и индийских владениях. Так появилось новое государство - Делийский султанат.

О происхождении Айбека известно немногое, - кроме того, что он был из страны тюрок, источники ничего не говорят. После смерти Айбека, вызванной его падением с коня во время игры в поло, ему, в конечном счете, наследовал в 1211 г. Музаффар Ильтутмыш - кыпчак из племени ольбурлик, которое обита­ло в Западном Казахстане и нижнем Поволжье. Опорой его трона были тюркс­кие гулямы, среди которых выделялись кыпчаки из племени ольбурлик, соста­вившие наиболее влиятельную клику в правящей элите Делийского султаната. Мусульманский летописец Джузджани приводит сведения о 25 наиболее вли­ятельных военачальниках, большинство из которых были кыпчаки.

Благодаря усилившейся в результате нашествия монголов миграции из Казахстана, Средней Азии, Ирана, Афганистана число тюркских прибли­женных султана Ильтутмыша быстро росло.

Страх, порожденный кровопролитиями Чингисхана, писал историк Зия- уд-дин-Барани, заставил тюркских эмиров сплотиться вокруг трона Ильтут­мыша. От террора монголов в Индию, в частности, в Дели, вместе со сво­ими семьями и домочадцами пришли не только представители военного сословия - "люди меча”, сюда прибыли и многие известные поэты, ученые, религиозные деятели. Им Ильтутмыш оказывал неизменное покровитель­ство и милость: "Со времени сотворения мира не было правителя столь набожного, щедрого и почтительного к отшельникам, святым людям, бого­словам и законоведам”, - писал о нем Джузджани.

Как и в мамлюкском Египте, правящая элита Делийского султаната была представлена в основном тюркскими или тюркизированными элементами. Вплоть до 1290 г. власть в Делийском султанате принадлежала кыпчакской династии из племени ольбурлик.

Интересным явлением в истории мусульманских государств было вос­хождение на делийский трон дочери Ильтутмыша Разийи. Непокорная тюр­кская знать, ее элита - так называемая клика сорока - "чихильгани”, вос­приняла ее возвышение крайне болезненно.

То обстоятельство, что женщина, невзирая на столь сильную оппози­цию, да еще в стране ислама, заняла трон, указывает на существование среди тюркских пришельцев в Индии устойчивой степной традиции, со­гласно которой роль женщины в обществе была довольно значима. Но ког­да Разийя попыталась в противовес клике сорока опереться на нетюркские элементы, она была низложена.

Сильное тюркское присутствие в Индии обеспечивал не прекращавший­ся в течение XII в. поток беженцев от монголов, многие из которых прошли адаптацию в системе гулямов. Так, в 1220-1221 гг. 30 тыс. тюрок из раз­громленного Чингисханом государства Хорезмшахов, преследуемые мон­голами, с боями "пришли в Индию”. Прославленным правителем и полко­водцем Дели был султан Гийас-ад-дин Балбан, принявший титул Улуг хан (годы правления - 1266-1287) кыпчак из племени ольбурлик. Как и многие его соплеменники, достигшие высот власти в Индии, в юности он был ра­бом. Сын хана племени ольбурлик, он был захвачен монголами в родном кочевье на территории средневекового Казахстана и продан в рабство в Багдаде. Привезенный своим хозяином в Дели, был куплен Ильтутмышем для гвардии гулямов, где и сделал блестящую карьеру. Стал одним из чле­нов клики сорока, активно участвовал в низложении Разийи. В 1246 г. воз­главил успешный поход против монголов.

Монголы впервые появились в Индии, преследуя последнего шаха Хо­резма - Джелаль-ад-дина. Это стало тревожным сигналом.

В 1241 г. Индия подверглась новому нашествию. Под началом Багатур- Таира монголы обрушились на Северо-Западную Индию и захватили Лахор. В 1246 г. монгольские отряды Мангутаха захватили города Уч и Мултан, затем были разбиты султаном Балбаном. Внутренняя и внешняя политика Бал- бана была подчинена борьбе с монголами. Много усилий султан прилагал для защиты от монголов северо-западных границ, назначив там наместником своего приближенного и кузена, отважного тюрка Шерхана Сункара. После его смерти наместником этого региона стал сын Балбана - Мухаммад хан. Он был не только отважным воином, но и ценителем поэзии, составителем анто­логии стихов персоязычных поэтов. Он оказал покровительство начинавшим тогда поэтам - Амиру Хосрову и Амиру Хасану. В 1279 г. Мухаммад хан со своим братом Бугра ханом разбил монгольский отряд, опустошивший север Пенджаба. Но в 1286 г. монгольское войско во главе с Тимур ханом вновь вторглось в Пенджаб. Мухаммад хан попал в засаду и погиб.

Угроза монгольского нашествия, как дамоклов меч, нависала над Ин­дией до второго десятилетия XIV в. 1292 г., 1297-1298 гг., 1299 г., 1303 г., 1305 г. - это годы, когда монголы предпринимали крупномасштабные похо­ды на Индию силами до 100, 150, 200 тыс. воинов и доходили до крепост­ных стен Дели. Но реформы, которые провели тюркские правители Делий­ского султаната, имевшие целью повышение боеспособности армии, дали свои плоды. Монголы потерпели поражение.

Так кыпчаки средневекового Казахстана и Восточной Европы, изгнан­ные монгольскими завоевателями из своих родных степей, проданные в рабство, оказались правителями огромных, мощных, богатых и культурных стран Востока - Египта и Индии, сделались одной из главных сил в между­народных отношениях и в мировой политике ХІІІ-ХІУ вв.

Представители тюркских племен Казахстана - кыпчаков, канглы, карлу­ков, найманов, кереитов принимали участие в монгольских завоевательных походах, и поэтому немало тюрок оказалось в Китае, где им суждено было оставить свой след в истории и культуре этой страны в эпоху монгольского владычества.

Выдвижение тюрок на главные роли в системе монгольского господ­ства в Китае происходит после создания империи Юань - монгольского государства в Китае в результате распада империи, созданной Чингисха­ном. В 1286 г. по приказу внука Чингисхана, монгольского императора Китая Хубилай хана была сформирована кыпчакская гвардия, усиленная в 1291 г. Также были сформированы части гвардии из канглы. Имеются сведения о карлукских тысячах в составе монгольских войск на территории Китая. Тюрки сыграли немаловажную роль в войнах Хубилай хана против враж­дебных ему Чингизидов, в завоевании китайской империи Сун. В 1307 г. кыпчаки Чоангур и Яньтимур, опираясь на кыпчакскую гвардию, возвели на трон монгольских правителей Китая своего ставленника - хана Хайсана. Смерть Хайсана в 1311 г. ослабила позиции тюрок при монгольском дворе, однако в 1328 г. Яньтимур, командующий кыпчакской гвардией, обеспечил переход трона сыну Хайсана - Тугтимуру. Личная карьера Яньтимура, дос­тигшего высот власти и практически правящего Китаем в 1328-1333 гг., пожалуй, была вершиной тюркского влияния при дворе монгольских импе­раторов Китая. Карьера двух представителей канглы - Кама и Тинчу, воз­главивших правительство последнего монгольского правителя Китая - То- гон Тимура и военачальника-наймана Чахань-Тимура венчает триумфаль­ную историю тюрок во времена монгольского владычества в Китае. Нема­ло тюрок было среди деятелей культуры, достигших вершин китайской уче­ности. Это были поэты и ученые, писатели и художники. Они внесли замет­ный вклад в развитие китайской и монгольской культуры ХІІІ-ХІУ вв. Со­бытия истории Китая в течение этих двух столетий трудно оценивать, игно­рируя роль тюрок.

Категория: Специализация | Добавил: Nikulin (03.04.2013)
Просмотров: 1452
Меню сайта

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz