Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 05.05.2024, 12:46

Историк Никулин. Путешествия во времени...

Категории раздела
Текущая информация [3]
Инструкции [5]
История Казахстана [156]
Всемирная история [22]
Обществознание [6]
Специализация [4]
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Материалы для домашней работы

Главная » Статьи » Специализация

Индустриализация часть 1

                ТРУДНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ

Осуществление индустриализации Советского Союза, курс на кото­рую был намечен на XIV съезде ВКП(б) в декабре 1925 г., натолкнулось в Казахстане на ряд серьезных трудностей, главным образом связанных с его колониальными прошлым и социально-экономической и культур­ной отсталостью.

Многие из этих трудностей осложнялись и множились еще и из-за того, что восстановление народного хозяйства, в особенности промыш­ленности и транспорта, в республике явно затянулось и это превратилось и главное препятствие ее успешному продвижению по пути индустриа­лизации.

Отсталая колониальная экономика Казахстана, перенесшая разорительные последствия Первой мировой и Гражданской войн, оказалась еще в более тяжелом положении, чем промышленно разви­тые регионы страны. От военных действий особенно пострадали про­мышленность и транспорт. Валовая продукция крупной промышлен­ности в 1920 г. по сравнению с 1913 г. сократилась вдвое, а производство средств производства — в 4,5, добыча нефти — в 4 раза, пре­кратилась добыча медной и полиметаллических руд, выплавка меди, многие рудники и угольные шахты были затоплены или бездейство­вали из-за разрушения электрических станций, негодности оборудования и т.д. В катастрофическом состоянии находился транспорт, и особенности железнодорожный: более половины паровозов и около 90% вагонов требовали капитального ремонта, были разрушены согни мостов, больше всего пострадало путевое хозяйство, не хвата­ет рельсов и шпал для замены пришедших в негодность и т.д. Восстановительные работы в промышленности и на транспорте Казах- сипа, начавшиеся в условиях перехода страны к нэпу, сильно затруд­нились не только последствиями хозяйственной разрухи в целом, но и джутом 1920—1921 гг., когда погибло много скота, а также неурожаем 1921 г., приведшим к голоду в республике.

В 1920—1921 гг. восстанавливались лишь отдельные предприятия, а в целом этот процесс успешно развернулся только во второй половине 1922 г. Переломным в восстановлении народного хозяйства республики стал 1923 г. В первую очередь восстанавливались предприятия по перера­ботке сельскохозяйственного сырья, чему способствовал неплохой уро­жай 1922 г. Заработали крупные мельницы в Кустанайской, Уральской и Семипалатинской губерниях, Павлодаре и т.д., что привело к быстрому восстановлению мукомольной промышленности. В Северном Казахста­не начали работать маслодельные заводы, было вновь построено 20 мас­лозаводов. Определенные успехи имелись и в работе других отраслей пи­щевой промышленности, так, например, в августе 1923 г. снова заработа­ли Илецкие и Коряковские соляные промыслы, не требовавшие крупных капиталовложений.

Налаживалась, хотя и медленно, работа хлопкоочистительных за­водов на Юге республики, кожевенных, шерстомоек и других предпри­ятий легкой промышленности. Восстановленные пимокатный, овчин­ный, кожевенный и чугунолитейный заводы в Петропавловске в 1923 г. были соединены в единое предприятие — промкомбинат. Вновь начали работать кожевенные заводы в Алма-Ате, Чимкенте и Талгаре.

Некоторые шаги были сделаны в восстановлении предприятий тя­желой промышленности. Более быстро возродилась нефтяная промыш­ленность: промыслы Эмбы и Доссора уже в 1925 г. превысили уровень 1913 г. Велась техническая реконструкция производства, для добычи при­менялись глубинные насосы, развертывалась электрификация промыс­лов, обновлялось оборудование, применялись геофизические методы раз­ведки. Относительно успешно работала и полиграфическая промышлен­ность, быстро достигая довоенного уровня, благодаря чему расширилось издание газет на казахском и русском языках.

На Риддере проводились определенные работы по восстановлению шахт, рудников, обогатительной фабрики, электростанции, железной дороги и других объектов, но из-за недостаточности оборудования и денежных средств эти предприятия были переведены на положение тех­нической охраны и только в 1925 г. возобновились работы по восста­новлению предприятий Риддера.1 Бездействовали Карагандинские и Экибастузские копи, Спасский завод, Успенский рудник и другие гор­нодобывающие и горнозаводские предприятия. Лишь в конце 1925 г. начались работы по восстановлению Карсакпайского медеплавильно­го завода и его узкоколейной железной дороги Байконур-Карсакпай- Джезказган.

В условиях нэпа совершенствовалось управление промышлен­ностью, республиканское промбюро ВСНХ было преобразовано в ЦСНХ республики, а предприятия по подчиненности разделены на союзные, российские, смешанно-федеративные, республиканские и губернские (местные). На базе наиболее крупных предприятий со­здавались объединения в основном на началах хозрасчета, получав­шие название советских трестов. Предприятиями союзного значе­ния стали Урало-Эмбинский нефтяной трест, трест «Алтайполиме- талл», Атбасарский трест цветных металлов, трест «Золоторуда» (группа золотых приисков Кустанайского района). Предприятиями Экибастуза и Риддера управлял ЦСНХ Казахстана на основе манда­та ВСНХ РСФСР. В непосредственном управлении ЦСНХ респуб­лики находились: Илецксольтрест, Павлодарсольтрест, тресты «Южно-Уралзолото», «Акжалзолото», Оренбургский и Петропавлов­ский кожмехтресты, Казрыбтрест. С каждым годом усиливалось уп­равление центром более или менее крупными предприятиями Ка­захстана, в особенности добывающих отраслей промышленности (не­фтяной, цветной металлургии и др.), продукция которых вывозилась в индустриально развитые регионы Союза ССР. Все более отчетли­во проявлялась сырьевая направленность экономики Казахстана.

Особое внимание уделялось транспорту, без налаживания успеш­ной работы которого нельзя было осуществить главную задачу нэпа — восстановление экономических связей между городом и деревней, меж­ду промышленными предприятиями и сельским хозяйством. Основной железнодорожной артерии республики — Оренбургско-Ташкентской ма­гистрали выделялось значительное число паровозов и вагонов, топливо, различные материалы по разверстке НКПС, направлялись высококвали­фицированные железнодорожные специалисты, командиры транспорт­ного хозяйства. Строились и новые, особенно «хлебные линии», как про­должение сооружения Семиреченской ж.д. до ст. Луговая и далее до ст. I Іишпек, дорога Петропавловск—Кокчетав, а также линия Славгород— Кулунда—Павлодар Южно-Сибирской магистрали и т.д. Первые две ли­нии служили для вывоза хлеба из Семиречья и Северного Казахстана в центральные регионы страны, а последняя — для вывоза соли из Коряковских промыслов.

Однако, в Казахстане из-за его экономической отсталости, уна­следованной от колониального периода, нехватки оборудования, денеж­ных средств и квалифицированных кадров, а также других местных труд­ностей, восстановление промышленности и транспорта происходило более низкими темпами, чем в целом по стране и продолжалось вплоть до 1927 г. включительно. В цветной металлургии работало более 60% всех ее предприятий. К началу 1926 г., промышленность республики достигла лишь 61, а сельское хозяйство — 82,9% уровня 1913 г.

Таким образом, восстановление промышленности и транспорта Казахстана завершилось в условиях перехода страны к индустриали- іации. К этому времени значительно окреп и начал развиваться госу­дарственный сектор в промышленности и на транспорте. Возникший па базе национализированных частных предприятий, его удельный вес во всей промышленности Казахстана достигал 64, а в крупной — 97,2%. Все железнодорожные линии, а также водные артерии с их подвижным составом, пристанями и т.д. также находились в государственной соб­ственности. В условиях нэпа, допускавшего развитие частного сектора п свободу торговли, в Казахстане другие экономические уклады не по­мучили особого развития.

Тем не менее, это был отсталый, дореволюционный, колониальный уровень, который не мог быть прочной и самостоятельной базой для раз­вития Казахстана в условиях индустриализации, а промышленные пред­приятия и железные дороги, работавшие в условиях нэпа, из-за их техни­ческой отсталости, крайней неравномерности размещения, узкой специ­ализации на производстве и перевозке продовольствия и сырья, слабос­ти, а иногда отсутствия современных путей сообщения и т.д. не смогли стать местными «арсеналами индустриализации», каковую роль сыграли предприятия Москвы, Ленинграда, Донбасса, Урала и других развитых регионов Союза ССР во второй половине 1920-х—1930-е годы. К тому же первые шаги по технической реконструкции старых и строительству но­вых предприятий и железных дорог сразу наталкивались на отсутствие квалифицированных рабочих из коренного населения, нехватку денеж­ных средств, строительных материалов и др.

Одной из трудностей, тормозившей индустриальное развитие Ка­захстана явилась слабая геологическая изученность его территории, около 94% которой до Советской власти оставались совершенно неис­следованными, хотя было немало сведений, еще с дореволюционных вре­мен о богатейших месторождениях угля, нефти, цветных металлов и дру­гих полезных ископаемых. Ко времени разработки первого пятилетнего плана многие из этих месторождений оставались на уровне «белых пя­тен», сказывалась и слабость местных планирующих органов. Эти и дру­гие недостатки привели к тому, что в первом пятилетнем плане Союза ССР нужды и возможности Казахстана не нашли должного отраже­ния. Не случайно, поэтому Совет труда и Обороны и Совнарком Со­юза ССР в постановлении от 1 сентября 1930 г. отмечал о «недоучете пятилетним планом народно-хозяйственного строительства нужд Ка­захской АССР и перспектив ее возможного строительства».2 В связи с этим в пятилетнем плане Союза ССР особо подчеркивалось, что «зача­стую полная неизученность, в особенности в промышленном отноше­нии, основных природных ресурсов страны существенной чертой про­мышленного плана Казахстана делает широкий масштаб исследований, изысканий и разведок, которые не только должны подготовить объек­ты для строительства в следующей пятилетке, но и продолжить, уточ­нить, окончательно фиксировать предположения настоящей пятилет­ки».3

Были предприняты большие усилия для форсированного геологи­ческого изучения огромной территории Казахстана. В 1928—1929 гг. только от Геологического управления изучали недры Казахстана бо­лее 50 поисковых партий. Геолого-разведочные отделы создавались при трестах таких крупнейших новостроек, как «Каруголь», «Алтайполи- металл», «Балхашстрой», «Казполиметалл», был организован специаль­ный Казахстанский геолого-разведочный трест, возникли Центральная научно-исследовательская лаборатория «Эмбанефти», геолого-разведоч- ная служба «Актюбникеля» и др.

Для проведения геологических исследований выделялись огром­ные средства и силы как из Центра, так и на местах в Казахстане, что привело к крупным, в большинстве уникальным открытиям новых ме­сторождений. Это в первую очередь относилось к разведанным запа­сам цветных и черных металлов, угля и нефти. Были открыты огромные запасы: медных руд - Коунград в 1928 г. (М.Т. Русаков), Бощекуль - в 1930 г. (Р. А. Борукаев), Джезказган (К.И. Сатпаев); свинца - в Рудном Алтае, в горах Каратау и Джунгарского Алатау; железных руд - Атасу (1931г.), хромитов и никельных руд, фосфоритов в Актюбинской обла­сти; боратов на Индере. Были также открыты новые нефтяные месторож­дения в Урало-Эмбенском районе, а также определено, что Караганда является не отдельным крупным месторождением, а целым угленосным бассейном и др.4

Благодаря такой интенсивной работе в Центральном, Восточном и Западном Казахстане создается новая научная геологическая карта рес­публики и почти вся ее территория (без отдельных участков Бетпак- Далы, Устюрта и т.п.) к началу Великой Отечественной войны была охва­чена геологическими съемками. Впоследствии первый президент Акаде­мии наук Казахской ССР К.И. Сатпаев отмечал: «Казахстан благодаря чрезвычайно высокой эффективности геологических исследований за­нимает ведущее место в СССР и в мире по многообразию запасов важных видов сырья. Основными из них являются руды: черных металлов (желе­зо, марганец, хром, ванадий), цветных металлов (медь, свинец, цинк, кад­мий, алюминий, никель), редких металлов (вольфрам, молибден и др.) и благородных металлов (золото, серебро), горючие ископаемые (каменные и бурые угли, нефть, горючие сланцы), минеральные соли (фосфорит­ные, калийные и другие соли)».5 Все это открывало возможности для стро­ительства в Казахстане новых добывающих предприятий, обеспечивав­ших промышленность развитых регионов Союза ССР необходимым сы­рьем. Так была преодолена недостаточность геологического изучения Казахстана в условиях индустриализации СССР.

Слабость как местных, так и центральных планирующих органов в ходе выполнения первого пятилетнего плана постепенно преодолева­лась. Как известно, пятилетний план хозяйственного и социально-куль­турного развития Казахстана разрабатывался по указаниям VI Всека- іахстанской партийной конференции (ноябрь 1927 г.) и XV съезда ВКП(б) (ноябрь 1927 г.). Достижения геологических исследований, на базе кото­рых поступали конкретные предложения об освоении как новых место­рождений цветной металлургии, нефти, угля и других полезных ископа­емых, так и строительства новых предприятий по обработке сельскохо­зяйственного сырья, а также накопленный опыт планирующих органов позволили руководству республики обратиться в Центр с просьбой пере­смотреть плановые задания первой пятилетки вообще, на оставшиеся ее | ри года в особенности. Предложения по уточнению и дополнению пока­зателей развития народного хозяйства Казахстана в первой пятилетке (шли обсуждены и обобщены на VII Всеказахстанской партийной конфе­ренции (30 мая—6 июня 1930 г.) в новой столице республики — Алма- Ате.(> Исходя из всего этого, Политбюро ЦК ВКП(б) 15 февраля 1930 г. специально рассмотрело вопрос о пятилетнем плане хозяйственного и социально-культурного развития Казахстана на 1928—1933 гг. и предло- жил соответствующим наркоматам и Госплану страны в двухмесячный срок разработать плановые задания на оставшиеся три года пятилетки. I Переработанный план хозяйственного и социально-культурного разви­тия Казахской АССР в первой пятилетке рассматривался Госпланом СССР (24 августа 1930 г.), был одобрен Советом Труда и Обороны (1 сентября 1930 г.) и окончательно утвержден 1 сентября 1930 г. Сове­том Народных Комиссаров Союза ССР.7

Трудности перед индустриальным развитием Казахстана усугуб­лялись еще и тем, что новое промышленное и транспортное строи­тельство начиналось во многих случаях без должной технической документации, изучения возможностей обеспечения новостроек строительными материалами, денежными средствами, техникой, ме­ханизмами, транспортом, рабочей силой, а строителей — жильем, продуктами питания, питьевой водой, санитарно-лечебным обслу­живанием и т.д. Легендарный Турксиб, считавшийся наряду с Днеп­рогэсом крупнейшей стройкой Советского Союза, сооружался по дореволюционным техническим изысканиям трассы, и в ходе строи­тельных работ разгорелся жаркий спор между сторонниками Кур- дайского и Чокпарского вариантов на южной части магистрали, а на северной части — Балхашского и Лепсинского. На выбор оптималь­ного варианта в каждом из этих случаев ушло немало времени и дополнительных средств.8 Проектно-сметная документация на стро­ившихся в 1927 г. в Семипалатинске кожзавода и суконной фабрики «без конца переделывалась и не была готова к началу строительства. Не было строительных материалов, и их приходилось срочно заго­тавливать на месте хозяйственным способом. Не хватало квалифи­цированных строительных рабочих и специалистов. Они ввозились из соседних районов» и т.д.9 Подобное положение наблюдалось и на строительстве многих крупных предприятий ведущих отраслей про­мышленности в 1920—1930-е годы.

Индустриализация Казахстана имела также свои особенности, ко­торые определялись как самим процессом преодоления вышеуказан­ных и других трудностей, так и уровнем природных, трудовых и эконо- мико-технических ресурсов. Эти особенности наложили свой отпеча­ток на весь индустриальный облик республики, предопределив основ­ные направления развития промышленности, строительства и транс­порта не только во второй половине 1920-х и 1930-е годы, но и последую­щие периоды истории Казахстана в советскую эпоху. Рассмотрим не­которые особенности индустриального развития Казахстана в иссле­дуемый период.

Это, прежде всего, более высокие темпы индустриального раз­вития Казахстана как по сравнению с соответствующими показателя­ми Союза ССР, так и многих других республик в отдельности. Если по Союзу ССР общий объем продукции промышленности в 1940 г. состав­лял к уровню 1913 г. 7,7 раза, по Казахстану - 7,8 раза, при этом Казах­стан в этом отношении опережал ряд таких союзных республик, как Молдавия (5,8), Азербайджан (5,9), Узбекистан (4,7) Туркменистан (6,7), Украина (7,3). Таким образом, Казахстан по росту объема промышлен­ной продукции в 1940 г. занимал по Союзу среди 15 республик шестое место после России (8,7), Киргизии (9,9), Грузии (10), Таджикистана (8,8) и Армении (8,7).10

Промышленное развитие Казахстана в условиях индустриализа­ции осуществлялось главным образом за счет нового строительства, т.е. сооружения предприятий почти на пустом месте, без соответствующих старых опорных баз, за исключением Ридцера и Карсакпая, которые были реконструированы. В Казахстане это было обусловлено тем, что на местах не было старых промышленных районов, равных Москве, Ленинграду, Донбассу, Харькову или Приднепровью, которые превратились в арсена­лы или опорные базы индустриализации всей страны. Поэтому в респуб­лике, на местах, строительство промышленных предприятий, а также железных дорог осуществлялось в пустынных и полупустынных регио­нах, в процессе которого преодолевались огромные трудности из-за от­сутствия современных путей сообщения, строительных материалов, ква­лифицированной рабочей силы, средств, а также жилья, питьевой воды и т.д. Так строились Карагандинский угольный бассейн, Балхашский ме­деплавильный, Чимкентский и Иртышский свинцовый и другие заводы, рудники Жезказгана, Коунрада и др., нефтепромыслы Эмбы и др. желез­ные дороги Турксиб, Гурьев-Кандагач-Орск, Акмола-Карталы, Илецк- Уральск и др.

Характерной чертой нового промышленного строительства яви­лись крупнейшие предприятия — комбинаты, вооруженные последни­ми достижениями современной техники, обеспечивающие наиболее рациональное использование сырья и энергии, связывающиеся между собой на основе специализации и кооперирования производственных процессов. Эти комбинаты, отличавшиеся также как по объему про­дукции и контингенту рабочей силы, так и по социально-экономичес­кому и культурному значению в определенном регионе, играли градо­образующую роль и стали центрами соответствующего промышленно­го очага. Таковы трест «Карагандауголь» с его 17 шахтами (1931 г.), ГРЭСом (1933 г.), Нуринским водопроводом (1933 г.), обогатительной фабрикой (1933 г.), комбинаты «Казполиметалл», «Алтайполиметалл», Актюбинский химический, Семипалатинский мясоконсервный, Гурь­евский рыбоконсервный, Алма-Атинский плодоовощной, Семипалатинский суконный и др."

В условиях индустриализации наибольшее развитие в Казахста­не получила тяжелая промышленность, прежде всего ее добывающие от­расли: угольная, нефтяная и цветных металлов, составляющие главную специализацию во всесоюзном масштабе, которые и в дальнейшем опре­деляли вес индустрии республики в целом.

Строившиеся предприятия тяжелой промышленности, в особен­ности нефтяной, угольной и цветных металлов, имели союзное значе­ние, ибо наряду с предприятиями легкой и пищевой промышленности обеспечивали союзную индустрию необходимым сырьем, в связи с чем республика имела соответствующую узкую специализацию. Все это и предопределяло сырьевую направленность всей промышленности Казахстана.

Несмотря на бурное развитие в годы довоенных пятилеток, про­мышленность Казахстана имела ряд узких мест: как-то, почти отсут­ствовало машиностроение; металлообработка была представлена ре­монтными мастерскими и механическими цехами отдельных заводов; не было черной металлургии, производств ряда строительных матери­алов (цемента, стекла), некоторых видов легкой и пищевой промыш­ленности. Из всех этих «узких мест» отсутствие машиностроения, т.н. сердцевины всякой индустриализации, тормозило промышленное раз­витие Казахстана. Машины, станки и оборудование в Казахстан по­ставляли Центр, Ленинград, Урал, Украина и другие регионы.12

В этот период наряду с цветной металлургией, нефтяной, уголь­ной и другими, в основном добывающими отраслями тяжелой индуст­рии, на передний план выдвинулось транспортное, в особенности же­лезнодорожное строительство. Освоение богатейших месторождений угля, нефти и цветных металлов, при отсутствии современных путей сообщения на огромной территории Казахстана, потребовало скорей­шего решения этой острейшей транспортной проблемы. Хотя не все зап­ланированные линии были построены, тем, не менее за 1928—1940 гг. желез­нодорожная сеть республики увеличилась почти на 50 проц. и достигла 6581 км. В эти годы были построены Туркестано-Сибирская ж.д., соеди­нившая Сибирь со Средней Азией и Югом Казахстана, основные участ­ки Трансказахстанской магистрали (Петропавловск—Кокчетав—Акмо­линск, Акмолинск—Караганда, Караганда—Бертыс, Жарык—Жезказган), сыгравшие большую роль в освоении природных богатств Центрального Казахстана; линия Рубцовск—Ридцер обслуживала предприятия цветной металлургии Восточного Казахстана, а дорога Уральск—Илецк связала западные районы республики с Оренбуржьем и другими промышленно развитыми областями России.13

Вышеуказанные трудности и особенности, а также сложная обще­ственно-политическая обстановка и тяжелое состояние отсталой эко­номики Казахстана вызвали в 1920-е—начале 1930-х годов острую борьбу вокруг путей индустриализации республики и создания национальных кадров рабочих. Выявилось несколько точек зрения. Одни утверждали, что переход «от верблюда к социализму» невозможен и что кочевой образ жизни — это особенность казахского народа, а посему индустриализация подорвет его «национальную самобытность».14 Другие пытались доказать, что насаждение промышленности, создание рабочего класса является «сверхъестественным», «нереальным для Казахстана», «отсталый кочевой народ» не выдержит-де темпов «сверхиндустриализации», «казахизация удорожит производство», «а казах все равно не будет работать, его в степь тянет» и т.д.15 Третьи защищали идею перспективного развития респуб­лики в составе Союза, но без учета ее особых интересов. Они утверждали, что «взятый партией курс на рост и улучшение работы мелкой промыш­ленности, связанной с сельским хозяйством, как базой сырья, является, безусловно, правильным».16 Четвертые говорили, что окраины не долж­ны остаться только сырьевой базой и при проведении индустриализации надо учитывать особенности республики.17

В связи с нежизнеспособностью первых двух точек зрения борьба разгорелась между двумя последними. Один из сторонников третьей по­зиции — К. Сарымулдаев утверждал, что «перед Казахстаном стоят те же задачи, которые стоят перед всем Союзом, и нет такой «особенности» Казахстана, которая превалировала бы над общими задачами...».18 Надо отметить, что К. Сарымулдаев не смог преодолеть ошибочной установки руководства крайкома партии, его первого секретаря Ф.И. Голощекина, который заявлял, что «главное звено в промышленности республики — не постройка гигантов, а развитие местной мелкой и средней промышлен­ности».19

Необходимость и целесообразность развития мелких и средних предприятий, в основном по обработке сельскохозяйственных продук­тов и отсюда сырьевую направленность промышленности республики, в условиях индустриализации СССР пропагандировали и проводили в практическом плане в жизнь Казахский крайком ВКП(б) и правитель­ство автономии в лице Ф.И. Голощекина, У. Исаева, К. Сарымулдаева и других. Так, например, секретарь Крайкома ВКП(б) Ф.И. Голощекин в статье, опубликованной в журнале «Большевик Казахстана» (1927, № 2) писал, что для Казахстана «в области промышленности основное не столько в крупной, сколько в мелкой и средней (крупорушки, шер­стомойки, маслобойки, ремонтные мастерские и т.д.), т.е. во всем том, что связано с сельским хозяйством и делает его рентабельным».20 На Всеказахстанской партконференции (15—23 ноября 1927 г.) он осо­бо подчеркивал: «Уже два года я пропагандирую, что главное звено в нашей промышленности — не постройка гигантов, а развитие местной мелкой и средней промышленности... Нам надо сейчас иметь в виду, что вопрос о развитии мелкой и средней промышленности с каждым днем приобретает все большее и большее значение для дальнейшего развития экономики Казахстана».21 Несмотря на наличие богатейших месторождений угля, нефти, цветных металлов и других полезных ис­копаемых, а также избыточной рабочей силы на местах в условиях аг­рарного перенаселения республики, Ф.И. Голощекин убеждал: «По характеру нашего развития и в соответствии с общими задачами СССР и нашими местными особенностями и задачами, — КАССР должна вой­ти в общую пятилетку как сырьевая база» союзной промышленности по поставке животноводческих и земледельческих продуктов.22 При этом Ф.И. Голощекин приподнимал значение Казахстана как сырьево­го региона, оказывающего влияние на союзную промышленность. Он указывал: «Союзная промышленность может быть зависима от нас в области шерсти, мяса, кожи и т.д., не говоря уже о том, что у нас име­ются технические культуры, которые будут иметь для нашего дальней­шего развития огромное значение».23

Подпись: 
С. Садвакасов.
Исходя из этой установки, Ф.И. Голощекин заключал, что «индус­триализация в масштабе КАССР значит вложение капиталов на разви­тие более культурных форм сельского хозяйства, на увеличение его товарности, на увеличение продукции для потребления внутри страны и для снабжения союзной промышленности».24 Не в крупных заводах и фабриках, а в крупорушках, шерстомойках, маслобойках, ремонтных мастерских и других, мелких и средних предприятиях местной промыш­ленности видел Ф.И Голощекин, как справедливо критиковали его оп­поненты, будущее индустриальное развитие Казахстана. «И для них мы сможем достать средства и силы», — говорил он.

Эту позицию Ф.И. Голощекина и других руководителей Крайко­ма ВКП(б) и правительства Казахской АССР поддерживал председа­тель Среднеазиатского бюро ЦК ВКП(б) И.А. Зеленский, который в своей статье «Генеральная линия» («Правда Востока», 1927, 7 октября) писал, что «задача республик Средней Азии должна заключаться в том, чтобы в первую очередь развивать те отрасли сырьевого хозяйства, которые уменьшают и ослабляют нашу зависимость от капиталисти­ческого мира».

Один из главных приверженцев развития про­мышленности Казахстана по экономической целе­сообразности, приближения новых предприятий к источникам сырья — С. Садвакасов, работавший тогда ректором Казпедвуза, на VI партконференции выступил против Ф.И. Голощекина с его тезисом о сырьевой направленности индустрии республики. Он обоснованно говорил: «Вопрос о промышленно­сти — это судьба казахского бедняка, судьба казах­станского бедняка лежит не только через деревню, но и через город, ибо уже XII съезд не напрасно го­ворил, что мы должны преодолеть проклятое насле­дие самодержавия, выражающееся в том, что национальные окраины пре­вращались исключительно в сырьевые районы».25 Он убеждал развивать промышленность республики по пути экономической целесообразнос­ти: «Там где есть кожа, там [строить] кожевенные заводы, где есть шерсть- шерстомойки и суконные фабрики».26

Опровергая тезис Ф.И. Голощекина о том, что Казахстан путем развития рентабельного сельского хозяйства должен быть сырьевой базой союзной промышленности, С. Садвакасов говорил: «Каким об­разом без развития [в Казахстане] промышленности мы будем разви­вать сельское хозяйство? Сельское хозяйство у нас будет развиваться путем железных дороги т.д., что тоже в свою очередь является промыш­ленностью. В этом смысле я говорю об индустриализации, в этом смысле нужно понимать мою индустриализацию».27

Наиболее полно взгляды С. Садвакасова о путях и методах развития промышленности и транспорта Казахстана в условиях индустриализации Советского Союза изложены в его обстоятельной статье «О националь­ностях и националах», направленной в газету «Правда» как дискуссион­ный материал перед XV съездом ВКП(б) (9—12 декабря 1927 г.), мысли из нее он использовал на VI партконференции.28 В ней Садвакасов особо подчеркивал, что «если империалистическая русская буржуазная только выкачивала из окраин сырье, насаждая фабрики и заводы у себя под ру­кой, то социалистическая промышленность должна развиваться по прин­ципу хозяйственной целесообразности»,29 «необходимо приблизить про­мышленность к источникам сырья».30 Он считал, что «если восстанови­тельный период поневоле имел на себе отпечаток «проклятого наследия» в виде фактического неравенства отдельных национальностей, то полоса реконструкции должна изжить это наследство, обязательно преодолевая и стоящие перед нами трудности». Он был твердо убежден, что «в этом заключается и весь смысл приобщения отсталых окраин к социалисти­ческому строительству, в этом залогдальнейшего укрепления Советской власти на окраинах».31

При этом С. Садвакасов справедливо указывал, что для развития промышленности в Казахстане, несмотря на ряд серьезных трудностей, есть все необходимые условия: «не только сырье, но и наличие рабочих рук и топлива», как «многомиллионная бедность Казахстана, Узбеки­стана, Туркменистана», а также «многомиллиардные запасы каменного угля и нефти в Казахстане», а что касается путей сообщения, то он от­мечал, что новое «железнодорожное строительство составляет тоже часть вопроса индустриализации».

За эти взгляды С. Садвакасов подвергся тенденциозной, неспра­ведливой критике не только со стороны руководства Компартии Ка­захстана и правительства республики, но и на общесоюзном уровне. Его взгляды были извращены и оценены как стремление к построению в Казахстане замкнутого хозяйства, оторвать республику от СССР и т.д., а он сам был объявлен «национал-уклонистом».

В отчете Краевого Комитета VI Всеказахстанской партконферен­ции Ф.И. Голощекин выделил специальный раздел, озаглавив его «Сад- вакасовская индустриализация»,32 где утверждал, что мысль о том, что Казахстан «в Союзе и под руководством пролетариата, при его помо­щи», несмотря на свою отсталость, будет «не только двигаться вперед быстрым темпом, но и двигаться в сторону социализма», «еще не со­всем понятна некоторым, к этому относятся еще с недоверием, есть скептики, есть нытики, есть непонимающие товарищи, есть буржуаз­ные уклонисты».33 Переходя непосредственно к Садвакасову, Голо­щекин утверждал, что он «во-первых, не понимает или не хочет понять сущность Союза Советских Социалистических Республик и влияние диктатуры пролетариата на развитие отсталых национальных респуб­лик и, во-вторых, он мыслит, как это мыслят и буржуазные национа­листы, [что] развитие Казахстана — как развитие самодовлеющего го­сударства, независимого от СССР, ну, например, как СССР по отно­шению к империализму».34 Ф.И. Голощекину вторил И.А. Зеленский: «Тенденции строить республики хозяйственно, как замкнутые орга­низмы, являются вредными и опасными с точки зрения развертывания социалистического хозяйства в целом, — утверждал он, —...Сторонни­ками идеи замкнутого хозяйства являются элементы, классово нам враждебные, идеологом самостоятельного хозяйственного развития в ('редней Азии является также известный панисламистский деятель Му­стафа Чокаев».35

С. Садвакасов этим грубо политизированным рассуждениям и обви­нениям Ф.И. Голощекина, И.А. Зеленского и других противопоставлял аргументированный довод о хозяйственной целесообразности строитель­ства новых предприятий на имеющейся сырьевой базе, ликвидации встреч- пых перевозок на железных дорогах и т.д. Садвакасов, признавая, что -теоретическое состязание с секретарем Крайкома для национала — дело безнадежное», все же указывал «на явные нелепости» во взглядах Голо­щекина. Подчеркивая, что сама «хозяйственная целесообразность гово­рит за наш вывод [о необходимости строительства предприятий ближе к источником сырья]», Садвакасов указывал: «Голощекин промышленность приставляет к хвосту сельского хозяйства, предопределяя таким образом вечное крестьянское существование Казахстана». Основываясь на эко­номической целесообразности, он вопрошал: «Почему т. Голощекин не может или, вернее, не хочет идти дальше шерстомоек, тогда как сама собой напрашивается и организация суконных фабрик. Не лучше ли и железным дорогам сразу вывозить из Казахстана готовое сукно, чем два раза таскаться то с вымытой шерстью, то обратно с «московским» сукном из этой шерсти».36

Опровергая утверждение И.А. Зеленского, будто есть тенденция (чи­тай — у националов) строить замкнутое хозяйство в каждой республике («смешно об этом говорить»), С. Садвакасов спрашивал у своих оппонен­тов: «По какой теории вытекает, что вывозить хлопок из Средней Азии - это хорошо, а вывозить текстиль — это признак замкнутого хозяйства?». И утверждал: «Не выходит так, т. Зеленский! Как раз с точки зрения хо­зяйственной целесообразности, необходимо приблизить промышлен­ность к источникам сырья».37

Стремление национальных республик к строительству промышлен­ных предприятий на имеющейся сырьевой базе подверглось критике и из Центра. Председатель Совнаркома Союза СССР А.М. Рыков на IV Все­союзном съезде Советов говорил: «Мы можем наделать очень много и очень больших ошибок, если станем на ту точку зрения, что индустриа­лизация означает развитие во что бы то ни стало индустрии в каждой административной единице... в отдельных частях нашего Союза стремят­ся создать замкнутое хозяйство».38 С. Садвакасов оценил эти слова А.И. Рыкова как тревожный сигнал для национальных окраин, которые в отличие от других губерний, областей и республик «или ничего не име­ют, или имеют совсем мало» промышленности. Поэтому Садвакасов счи­тал, что «т. Рыков неправильно называет стремлением к замкнутому хо­зяйству, когда национальные республики просят помочь им организо­вать имеющее у них базу то или иное предприятие. Нам кажется, что индустриально развитое хозяйство тем и отличается от первобытного, что оно никогда не станем замкнутым», а «единство Союза и взаимная зави­симость отдельных его частей» будут возрастать «все более и более осуще­ствляться, тем вернее, чем скорее национальные окраины перестанут быть сырьевой базой».39

В целом же С. Садвакасов, исходя из состояния тогдашнего социаль­но-экономического и культурного развития Казахстана, заключал, что «директива XII партсъезда об изживании «политики царизма и русской буржуазии, стремившихся превратить окраины в исключительно сырье­вые районы»40 — эта директива проводится в жизнь на окраине, в данном случае в Средней Азии и Казахстане, не совсем достаточно или, правиль­нее, совсем недостаточно».41 С. Садвакасов видел главную причину этого положения в том, что «центральные органы в своей работе недоучитыва ли значения национального вопроса. Пятилетка перспективного разви тия промышленности была составлена без учета нужд окраин».42 Данный вывод Садвакасова был справедлив и соответствовал действительности. Этот серьезный недостаток в составлении плана первой пятилетки (1928— 1932 гг.) признавал и председатель Верховного Совета Народного хозяй­ства Союза ССР В.В. Куйбышев, который отмечал, что «в отношении развития отдельных районов пятилетка не отличалась четкостью и ясно­стью. Какую физиономию будет иметь каждый отдельный район, — на этот вопрос пятилетка не давала точного ответа».43 Справедливость ут­верждения С. Садвакасова о том, что пятилетний план был составлен «без учета нужд окраины», подтверждается всем ходом составления и утверж­дения этого плана не только в Центре, но и в Казахстане, о чем уже гово­рилось в связи с трудностями индустриального развития республики в 1920—1930-е годы.

Таким образом, в острой дискуссии, развернувшейся во второй половине 1920-х и начале 30-х гг. о путях индустриализации Казахста­на, победила позиция партийно-советского руководства Казахстана во главе с Ф.И. Голощекиным, и это предопределило сырьевую направлен­ность промышленности Казахстана на весь советский период.

Категория: Специализация | Добавил: Nikulin (16.04.2013)
Просмотров: 4386
Меню сайта

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz