Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 25.04.2024, 13:36

Историк Никулин. Путешествия во времени...

Категории раздела
История Казахстана. Древний период [22]
История Казахстана. Средние века [49]
История Казахстана. Новое время [40]
История Казахстана. Новейшее время [45]
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Материалы для домашней работы

Главная » Статьи » История Казахстана » История Казахстана. Древний период

Саки

Ранний железный век (VIII-III в. до н.э.).

Из­менение климата, опустынивание казахстанских степей в середине 2-го тысячелетия до н.э. привело к тому, что заниматься земледелием стало невыгодно и сложно, жители степи перешли к кочевому скотоводству. Древние жители стали больше держать лошадей, овец и верблюдов. Скот быстро поедал тра­ву, приходилось переходить на новые пастбища. Скотоводы содер­жали лошадей, верблюдов, овец, численность коров была небольшая. В пустынных районах Западного Казахстана боль­шую роль играл верблюд. Здесь мало держали ко­ров. На севере страны, где растительность была на­много богаче, коров держали больше. Для юга стра­ны характерно преобладание овец.

Скотоводы соблюдали веками выработанную скотоводческую культуру, перекочевывая с летних пастбищ - жайляу, на зимовку - кыстау. Весенние пастбища — коктеу - распо­лагались на сопках и возвышенностях. Осенью скотоводы уходили на осенние пастбища - кузеу.

Кочевание имело свои особенности в различных регионах. В Западном и Центральном Казахстане сформировалось чистое кочевание. В Восточном Казахстане, в Жетысу получило распространение полукочевое скотоводство. В Южном Казахстане развивалось оседлое земле­дельческое хозяйство.

Юрта – переносное жилище кочевников – состоит из двух основных компонентов: кош­мы для покрытия и деревянного каркаса. Деревянный каркас делится на три части: кереге - основа юрты, решетчатая стенка, уыки - специальные жерди, навершие - шанырак.

Племенные союзы и ранние государства на территории Казахстана

Железный век охваты­вает с VIII до н.э. по VI в. н.э. Смена бронзовых орудий труда железными явилась началом ран­него железного века. (VIII в. до н.э.-III в. до н.э.). Поздний железный век включает III в. до н.э.-VI в. н. э.

С использованием железа невероятно повысилась производительность труда, т.к. железные орудия труда прочнее и эффективнее. В железном веке в результате распада родовой общины, на ос­нове племенных союзов саков, гуннов, уйсунов, кангюев, сарматов возникли государства.

Саки

В I тысячелетии до н.э. Казахстан и Среднюю Азию населяли саки. Сведения о саках содержатся в наскальных надписях, составленных по приказам персидских царей Дария и Ксеркса, и сочинениях греко-рим­ских авторов, среди которых можно вы­делить Геродота и Страбона.

Персы называли жителей степи саками, что означало «великие мужи», а иногда «туры с резвыми конями». Древние греки называли саков азиатскими скифами. Греческий «отец истории» Геродот на­зывал саков массагетами. Древние греки считали саков самым честным и справедливым народом.

В Жетысу, в горах Тянь-Шаня, по среднему течению Сырдарьи жили саки-тиграхауда, они носили остроконечные шапки. В Приаралье и в низо­вьях Сырдарьи обитали саки-парадарайа - заморские саки. Южнее них расселялись саки-хаумаварга, они готовили напиток хаома. Греки называют их массагетами, даями.

Даи, аргиппеи, исседоны кочевали в Северном При­аралье, Северном и Центральном Казахстане.

Сакские вожди решали воп­росы войны и мира, заключали союзы, отправля­ли послов, возглавляли войска. Власть пе­редавалась по наследству.

Велика была роль народ­ного собрания. Это было время распада первобытного строя и формирования военной демократии. На народном собрании выбирали вож­дя.

Сакское общество состояло из трех групп - воинов, жрецов, скотоводов и земледельцев. Цари выбирались из воинов. Основную массу составляли общинники-скотоводы. Воины носили одежду красного и желто-красного цвета, жрецы – белого, общинники – желтого и синего.

Женщины в сакском обществе занимали почетное положение, часто были правителями. Известна царица VI в. до н.э. Томирис. На народном собрании женщи­ны могли участвовать наряду с мужчинами. Древнегреческий писатель Ктесий: «Женщины саков во время войн всту­пают в битву».

Древнегреческий географ Страбон отмечал, что саки - прекрасные наездники, вооружены луками, мечами, бронзовыми боевыми топорами.

Геродот писал о саках: «По одежде и образу жиз­ни они схожи со скифами. Все предметы у них из золота и меди. Железо и серебро они не употребляют, потому что этих металлов нет в их стране, тогда как золото и медь в изобилии Они ничего не сеют, питаясь домашними животными и рыбой, которую в изобилии доставляет им река Аракс. Из богов почитают солнце, которому приносят в жертву лошадей».

Саки занимались кочевым скотоводством. Использовали куйме - юрту на повозке. Главное значение имело ко­неводство и овцеводство. Выращивали курдючную и тонкорунную породы овец. Занимались и земледелием. Найдены оросительные каналы возле городища Чирик-Рабат (Кызылординской обл.). Остат­ки арыков II-III веков обнару­жены около города Талгар возле Алматы, и в Жамбылской области. Оседлый тип скотоводства и земледелия преимущественно был распространен у саков, проживавших в районах Южного Казахстана.

Борьба саков за независимость

В 530 году до н.э. на земли саков вторглись персидские войска во главе с царем Киром. Царица Томирис (570-520 гг. до н.э.) разгромила персов, а голову Кира бросила в бурдюк с кровью. Об этом писал римский историк Помпей Трог.

В 519 году до н.э. поход против саков возглавил персидский царь Дарий. Вождь Скунха потерпел поражение. Древнегреческий историк Полиэн описал под­виг пастуха Ширака, он завёл пер­сов в безводную пустыню.

Оказавшись под властью персов, саки должны были поставлять в персидские войска своих воинов. Саки в составе персидских войск участвовали в вой­нах с Грецией, Египтом. Сакская конница прикрывала отход персидских войск в Марафонской битве с греками в 490 году до н.э.

В 330-327 году до н.э. Александр Маке­донский вторгся в Среднюю Азию и приблизился к Сырдарье. Борьбу против завоевате­лей возглавил Спитамен. Сакские племена преградили греко-македонским войскам путь на Восток.

Культура саков

Археологи исследовали города Чирик-Рабат (IV-II вв. до н.э.) в 300 км. от Кызылорды и Бабиш-Молда. В центре города находилась крепость – цитадель со стенами, вышками, рвом. Чирик-Рабат был столицей саков-апасиаков.

С VII века до н.э. на территории Казахстана, Сибири, Урала и Волги складывается «звериный стиль» в искусстве. Изображениями зверей и живот­ных украшались одежда, бронзовые котлы, жерт­венники, оружие, конская упряжь. Традицию «звериного стиля» саки позаимствовали в Передней Азии и Иране. «Звериный стиль» является отражением анимизма (каждый чело­век имеет предком какого-либо зверя). Изображение зверя считалось амулетом, тумаром, охранявшим от злых духов.

Саки хоронили в погребальных сооружениях – курганах, их размер зависел от социального положения умершего. Бесшатыр­ские курганы расположены у гор Желшалгыр, на берегу р. Или и относятся к V-IV векам до н.э. Всего их 31. Большой Бесшатырский курган называют «царским». Саркофаг - сооружение из бревен для умершего. Дромос - лаз от подножья кургана до саркофага. Обнаружены кинжалы-акинаки, стрелы с бронзовыми наконеч­никами, железные ножи.

Среди сакских па­мятников наиболее известны Иссыкские курганы в 50 км к востоку от Алматы. Здесь более 40 курганов. Самый знаменитый из них - Иссыкский курган. В нем похоронен царевич 17-18 лет. 4000 золотых бляшек в виде фигурок зверей покрывают одежду и высокий кону­сообразный головной убор. Серебряная чаша с надписью из 26 знаков, по мнению археолога К.Акишева, доказывает, что сакам была известна письменность. Это захоронение получило название «Золотой человек» и является уникальным памятником культуры саков.

Категория: История Казахстана. Древний период | Добавил: Nikulin (11.10.2013)
Просмотров: 16473
Меню сайта

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz