Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 17.04.2024, 01:57

Историк Никулин. Путешествия во времени...

Категории раздела
История Казахстана. Древний период [22]
История Казахстана. Средние века [49]
История Казахстана. Новое время [40]
История Казахстана. Новейшее время [45]
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Материалы для домашней работы

Главная » Статьи » История Казахстана » История Казахстана. Средние века

Культура Казахстана в XIV-XV веках

Культура Казахстана в XIV-XV веках

Развитие культуры Казахстана в XIV-первой половины XV веков

В XIV-XV веках в хозяйстве казахских ханств преобладало скотоводство, поэтому материаль­ные блага создавались преимущественно с использованием живот­новодческого сырья.

Производством деталей де­ревянного каркаса юрты занимались мастера - уйши. По сведени­ям письменных источников XIII века, суще­ствовали также и передвижные жилища - куйме, поставленные на повозки.

Зимой мужчи­ны носили головные уборы – тымаки, летом - калпаки из тонкой белой кошмы. Основной едой скотоводов были мясо, молоко, мас­ло, кумыс, шубат (напиток из верблюжьего молока). В.Рубрук писал, как кыпчаки предло­жили ему кислый молочный напиток айран.

В XIV-XV веках основные произведе­ния устной литературы переда­вались из поколения в поколение, они явились основой фольклора. Легенды и мифы «Сказание о Солнце», «Полярная звезда и Большая медведица» рас­сказывали о появлении первых людей и животных, о возникнове­нии гор, рек и озер.

Наиболее распространенным жанром устной литературы были сказки. «Куламерген - Жоямерген», «Батыр Желим, вышедший из-под земли», «Ер Тостик», «Кендебай с саврасым ко­нем» - сказки воспитательного характера.

С VI-VIII веков берут начало эпические сказания о баты­рах. Эпическая поэма о Кобланды-батыре повествует о совместной борьбе кыпчаков и кыятов против кызылбашей и калмыков. После рас­пада Золотой Орды появились эпические произведения, в которых главными героями были батыры, защищавшие род­ную землю от врагов: Ер-Таргын, Орак, Мамай, Ер-Косай.

В XIII-XV веках легендарными стали жырау (сказители эпоса) Кетбуга, Котан, Сыпыра-жырау, Асан-Кайгы. Сохранились слова песни Кетбуги к Чингисхану, о гибели его сына Джучи, а также слова песни-плача по поводу гибели сына акына Котана - Акжола.

В XIV-XV веках стала развивать­ся письменная литература. Большинство из ее произведений было написано на кыпчакском языке. Среди них «Кодекс Куманикус» и «Огузнаме». «Кодекс Куманикус» использовался как словарь кыпчакского языка для европейцев в Золотой Орде. В этот период были известны поэмы «Мухаббатнаме» узбекского поэта Хорезми, «Хосров и Ширин» кыпчака Кутба, «Жусуп-Злиха» Дурбека - произведения о люб­ви, пронизанные мечтой о справедливом обществе. 

Свадебные песни той-бастар, жар-жар, беташар, похоронные при­читания - жоктау, песни-утешения - естирту, конил айту и жубату были частью повседневной жизни и про­изведениями искусства. Сохранились инструментальные произведе­ния, передающие настроение человека, - кюи «Ескендир», «Камбар-батыр», «Шора-батыр». Кюи-легенды «Поход Жошы хана», «Аксак кулан» («Хромой кулан»), «Ел айырылган» («Разъединение народа»), «Сагыныш» («Тоска») и другие были созданы еще в эпоху Золотой Орды.

Хотя в Казахстане ислам начал распространяться с VIII века, до XII века он еще не был господствующей религией - такое мнение высказывал Шокан Валиханов в статье «Ислам­ская религия». Однако Утемис Хаджи в книге «Шынгыснаме» (середина XIII века) писал: «Когда вилайет Дешта подчинился Берке-хану, то большую часть неверных он обратил в ислам...».

Ислам распространялся в XIV веке при Узбек хане (1312-1340 гг.) и могульском хане Тоглук-Тимуре. Исламская религия в XIV веке была принята среди большинства населе­ния Казахстана. Эта религия суфистского (мистического) толка и многие ее ка­ноны и обряды были близки верованиям шаманства, распространенным среди тюрков.

В XIV-XV веках ислам и шаманизм сосуществовали. Казахи наряду с исла­мом почитали верховное божество Тенгри (Небо). Сохранился элемент шаманства – культ поклонения огню. Обычай жертвоприно­шения по случаю засухи - тасаттык. Чтобы оберечь от сглаза, ис­пользовали бойтумары (обереги), которые вешали на шею. Бойтумары изготавливали из зубов, перьев священных зверей и птиц (волков, филинов).

  1.  Передвижное жилище на повозке
  2. Из верблюжьего молока изготавливали целебный напиток
  3. О том, что кыпчаки готовят айран писал
  4. Наиболее распространенным жанром устной народной литературы был (и)
  5. Эпическо-этническая поэма о Кобланды-батыре рассказывала о борьбе
  6. На территории Казахстана в XIV- XV вв. устное народное творчество и литература развивались на
  7. На территории Казахстана устное народное творчество и литература развивались на кыпчакском языке в
  8. Словарем кыпчакского языка являлся
  9. «Кодекс куманикус» предназначался для
  10. Памятником кыпчакского языка является
  11. «Кодекс куманикус» является памятником фольклора
  12. Произведение «Жусуп-Злиха» воспевает
  13. Кюй «Аксак кулан» был создан еще в эпоху
  14. На территории Казахстана в XIV-XV вв. основная часть населения наряду с исламом почитали и верховное божество
  15. Представитель казахской устной поэзии
  16. От сглаза оберегали
  17. В XIV-XV вв в Казахстане сосуществовали


  Архитектура Казахстана в XIV-XV веках

Архитектура достигла расцвета в X-XII вв. в период существования государства Караханидов. К этому времени относятся сохранившиеся близ Тараза мавзолеи Айша-Биби и Бабаджа-Хатун. Однако монгольское нашествие в XIII веке нанесло значительный ущерб раз­витию архитектуры.

Лишь во второй половине XIII-начале XIV веков стали вновь возводиться архитектурные сооружения. Среди них мавзолеи Арыстан-Баба, Ходжа Ахмеда Йасауи, Кок-Кесене, Алаша хана, Дауитбека, Тектурмаса.

Мавзолей Арыстан-Баб в 3 км. от Отрара на берегу Сырдарьи. По легенде, Арыстан-Баб жил в VII-VIII вв. и был ду­ховным наставником Ходжа Ахмеда Йасауи. Мав­золей был выстроен заново в XIV веке по приказу Тимура.

Архитектурным шедевром конца XIV-начала XV веков является мавзолей Ходжа Ахмеда Йасауи, воз­веденный по приказу эмира Тимура над могилой древнетюркского проповедника ислама, жившего в XII веке. Мавзолейный комп­лекс находится в центре города Туркестан.

Построить комп­лекс эмир Тимур распорядился в 1397 году. Главной целью являлось намерение, исполь­зуя авторитет Ахмеда Йасауи, привлечь верующих на свою сторону для укрепления власти в Туркестане.

Однокупольный мавзолей Кок-Кесене близ Сыгнака ныне находит­ся на грани исчезновения.

Одним из наиболее значительных па­мятников зодчества X-XI веков (достроен в XIV-XV веках), является мавзолей Алаша хана на берегу реки Каракенгир в Центральном Казахстане. Его своеобразие в том, что он возведен по стро­ительным традициям степного зодчества.

Сильно разрушен мавзолей Рабиги Султан Бегим XV века в Туркестане, в 60 метрах восточнее мавзолея Ахмеда Йасауи. Рабига Султан Бегим - дочь Улугбека, сына эмира Тиму­ра, умерла в 1485 году.

 В Отраре ста­ли возводить мечети с двойной и тройной купольной оболочкой. Система купольных пере­крытий была основана на конструкциях в форме паруса. На месте города Отрар были найдены остатки мечетей и бань, построенных из сырцового и обожженного кирпича. Первые бани в Отраре были построены в X-XII веках.

Майолика – цветная керамика.

 

  1. Архитектура достигла расцвета в
  2. Мавзолей Арыстан-Баба расположен возле города
  3. Арыстан-Баб жил в
  4. Фундаментальным архитектурным сооружением XIV-XV вв. на территории Казахстана является мавзолей
  5. Наиболее ярким архитектурным сооружением XIV-XV вв. на территории Казахстана является мавзолей
  6. Мавзолей Ахмеда Йасауи является архитектурным шедевром
  7. Мавзолей Ходжи Ахмеда Йасауи находится в
  8. Мавзолей Ахмеда Йасауи был построен по приказу
  9. Чтобы подчеркнуть духовное единство народов, исповедующих ислам и дать представление о мощи своей империи Эмир Тимур, приказал построить
  10. Чтобы привлечь исповедующих ислам на свою сторону Эмир Тимур, приказал построить мавзолей
  11. Мавзолей Кок-Кесене находится у
  12. Мавзолей Алаша хана является архитектурным памятником
  13. Мавзолей Алаш-хана расположенный в Центральном Казахстане, относится к архитектурному памятнику
  14. Памятник зодчества X-XI вв. мавзолей Алаш хана расположен в
  15. Своеобразие мавзолея Алаша хана в том, что он построен по традициям
  16. В соответствии с традициями степного зодчества построен мавзолей
  17. Возле мавзолея Ясави находилась(-лся)
  18. Художественная керамика из цветной глины, покрытая непрозрачной глазурью

 

Категория: История Казахстана. Средние века | Добавил: Nikulin (27.01.2014)
Просмотров: 10113
Меню сайта

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz