Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 26.04.2024, 14:44

Историк Никулин. Путешествия во времени...

Категории раздела
История Казахстана. Древний период [22]
История Казахстана. Средние века [49]
История Казахстана. Новое время [40]
История Казахстана. Новейшее время [45]
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Материалы для домашней работы

Главная » Статьи » История Казахстана » История Казахстана. Средние века

Культура в XVI-XVII веках

Культура Казахстана в XVI-XVII веках

Культура более интенсивно развивалась в городских и земледельческих центрах, чем в кочевых районах. Южные районы Казахстана были более развитыми в экономико-культурном отношении. Этому способствовало оседлое земледельческое хозяйство и городская жизнь. Особенно бедственные последствия для культуры казахского народа имели джунгарские нашествия в XVI-XVII вв.

Устная литература, устное народное творчество - это зерка­ло общественной жизни, богатейшая со­кровищница духовной культуры. Основными жанрами сказки, легенды, пословицы и поговорки, песни и сказания, свадебные песни жар-жар, беташар, сынсу (плач невес­ты), жоктау (песня-плач об умершем), жарапазан (поют во время 30-дневного поста ураза), религиозные песнопения и т.д. Фольклор отражал взгляды и мироощущения кочевников.

Знаменитые акыны и жырау (поэты-импровизаторы) Жиембет, Маргаска, Актамберды, Умбетей, Бухар-жырау воспевали важнейшие события в жизни народа, призывали к совместной борьбе против вра­гов. Салы и сери не только импровизированно создавали песни, но и сочиняли к ним музыку. В песнях салов воспевались любовь, мужество, высокие душевные качества, звучали шутки. Песни сери отличались высокой эмоциональностью и строгим сохранением ритма.

В XV веке сформировался казахский язык. В XV-XVII вв. в период Золотой Орды и Белой Орды кыпчакский язык употреб­лялся как официальный литературный язык.

В XVI-XVII веках стали появляться ис­торические произведения на казахском языке. Образцом письменной литературы является «Джами ат-тауарих» («Сборник летописей»). Автором был Кадыргали Жалаири. Он излагает летопись казахских пра­вителей до султана Ураз-Мухаммеда. Сборник написан арабским алфавитом.

В XV-XVII ве­ках среди казахов появились люди, специально занимавшиеся как счетом времени, так и определявшие погодные условия, был создан народный календарь. «Полярная звезда», «Боль­шая Медведица» для казахов были как бы астрономическими ча­сами. Меркурий казахи называли Утренней звез­дой, иногда - Малой Венерой.

В XVI-XVII веках ка­захи официально приняли исламскую религию. Народные массы продолжали придержи­ваться тенгрианского верования. Широкое распространение ислам получил в Южном Казахстане и Жетысу. Значительная роль в распространении су­физма - ответвления исламской религии - при­надлежит Ходжа Ахмеду Йасауи.

В религиозной жизни казахов продолжал существовать культ огня (От-ана - Мать-огонь). Люди считали огонь по­кровителем домашнего очага. Соблюдался обряд очищения огнем (аластау), когда злых духов изгоняли с помощью огня.

Основным видом переносного жилища казахов была юрта. Она имела три основные части: стену, из сборно-раздвижной решетки - кереге, купольные жерди - уыки, сверху устанавливался шанырак, снаружи на решетки прикреплялись кошмы или циновки из тростника - чия. Строили также деревянные дома с надворными хозяйственными постройками – зимовки.

Казахи летом носили бешпент, камзол или чапан. Зимой одевали шерстяной плащ (шидем чекпен), шубу из овчины (тон), а также полушубок из шкуры молодых жеребят (жаргак).

Из головных уборов мужчины носили тымак из мерлушки и шкур диких зверей, летом - калпак из тонкой белой кошмы. Мужчины ходили в шокайма - сапогах с высокими каблуками и длинными голенищами. На охоту одевали сапоги с загнутым кверху носком, а для верховой езды - легкие сапоги. Мягкая обувь из козьей кожи называлась ичиги. Кожаные галоши - кебис.

Молодые женщины в первый год замуже­ства ходили в свадебном головном уборе - саукеле. Затем носили шелковое покрывало - желек. 30-40-летние женщины - кимешек, пожилые - кундик.

Основную пищу казахов-скотоводов со­ставляли продукты живот­новодства. Из конины готовились казы, карта, жал, жая и чужук. Из кобыльего молока готовили кумыс, из коровьего и овечьего - айран, катык, курт, брынзу, а из верблюжьего - шубат. Одним из изысканных лакомств считался жент из проса с сахаром и маслом. Мясо и внутренности, жаренные в масле – куырдак.

Творческие традиции

Жырау (поэты-исполнители эпоса) с древних времен испол­няли при ханах функции советников, воспевали отвагу и стой­кость батыров, оплакивали умерших героев. В своих песенно-поэтических произведениях жырау философски осмысливали жизнь народа, объясняли различные со­бытия, восхва­ляли или критиковали деяния ханов и султанов. Излагали свое мнение о происходящих событиях, давали советы и рекомендации ханам, как преодолеть сложные жизненные моменты.

 Знаменитыми представителями поэзии жырау XVI-XVII веков были Доспамбет, Маргаска, Жиембет, Ахтамберды, Шалкииз и Бухар-жырау.

Доспамбет-жырау родился в 1490 году в Азове, умер в 1523 году под Астраханью. Он был не только поэтом-песенником, но и батыром. Песни Доспамбета-жырау при­зывали к защите своей страны от врагов.

Жиембет-жырау из крупных феодалов Младшего жуза. Жиембет был бием, наместником хана Есима в Младшем жузе, батыром-военачальником. Жиембет был одним из вдохновителей победы над ойратами в 1620 году. В 1627 г. участвовал в подавлении мятежа Турсуна. Позднее Жиембет-жырау критиковал хана Есима за ошибки в правлении и жестокость.

В фантастических сказках прослеживается смешение элемен­тов шаманства с исламскими представлениями. В них ярко выра­жено стремление людей к познанию и раскрытию тайн природы, изучению далеких стран и поискам Жеруюка (мифологической земли, где царит счастливая жизнь). Широко популярными в на­роде были сказки «Ер Тостик», «Куламерген», «Алтын сака», «Аламан и Жоламан», «Асан Кайгы», «Карамерген». Аяз би, Жиренше, Алдар Косе - герои бытовых и сати­рических сказок изобличали жестоких и злобных ханов, жадных и корыстолюбивых баев, несправедливых биев.

Героический эпос составляли дастаны (поэмы), в которых прославлялись мужество и отвага батыров. Эпосы «Ер-Таргын», «Ер-Саин», «Камбар», «Алпамыс», «Ер-Косай», «Торехан», «Телагыс», «Кубагул» повествуют о борьбе против захватчиков.

Одним из наиболее распространен­ных жанров устной литературы были лирико-эпические поэмы: «Козы Корпеш и Баян-Сулу», «Кыз Жибек», «Айман-Шолпан», «Кулше кыз», «Макпал кыз».

Побывавшие в XIII-XV веках в Казахстане путешественники Плано Карпини, Вильгельм Рубрук, Марко Поло, Рузбихан, Якуб отмечали важную роль музыки в жизни казахского народа. Широко были известны в средневеко­вом Казахстане акыны, кюйши-композиторы Коркыт-Ата (VII- VIII вв.), Асан Кайгы (XV в.), Казтуган (XV в.), Сыпыра-жырау (XVI в.), Бухар-жырау (XVIII в.), Нысан-абыз (XVIII в.).

Самым популярным среди всех музы­кальных инструментов была домбра. Из смычковых широкое распространение полу­чил кобыз. Музыканты также играли на свирели из камыша и дерева.

В песенном искусстве казахов большое место занимало терме (литературно-песен­ный жанр). Оно исполнялось в сжатой форме и носило назидательно-наставительный характер.

Искусные народные музыканты сочиня­ли и кюи (крупные музыкальные произве­дения). Домбрист перед исполнением кюя кратко из­лагал его содержание.

До наших дней сохранились народные кюи «Аксак Кулан» («Хромой кулан»), «Жошы ханнын жортуылы» («Поход хана Жошы»), «Шора батыр», «Амир Аксак» («Хромой эмир»), «Камбар батыр», «Ел айырылган» («Разъединение народа») Асана Кайгы, «Сагыныш» («Тоска») Казтугана.

Тест «Культура в XVI-XVII вв.»

  1. Более интенсивно развитие культуры протекало в
  2. Более развитыми в экономико-культурном отношении были
  3. Зеркалом всех сторон жизни казахов является
  4. Свадебные песни казахского народа
  5. Поэты-импровизаторы
  6. Поэты-песенники у казахов назывались
  7. Поэты-исполнители эпоса
  8. Казахский язык сформировался как самостоятельный национальный язык в
  9. В период Золотой Орды и Белой Орды официальным языком был
  10. В XV веке сформировался самостоятельный национальный язык
  11. Исторические произведения на казахском языке стали появляться в
  12. В XV-XVII в.в. казахи пользовались
  13. Казахи верили в очистительную силу
  14. Казахи в XVI-XVII вв. покровителя огня называли
  15. Среди казахов сохранился обычай,  когда злой дух изгоняют огнем
  16. Состязание «кокпар» означает
  17. Часть юрты, состоящую из сборно-раздвижной решетки называют
  18. Купольные жерди юрты называют
  19. Верхний деревянный купол юрты называют
  20. Дома с надворными хозяйственными постройками у казахов назывались
  21. Религия, которую активно распространяла в степи правящая казахская элита в XVI - XVII вв.
  22. В XVI-XVII веках женщины в первый год замужества ходили в головном уборе, который называется
  23. Из кобыльего молока казахи готовили
  24. Из верблюжьего молока изготавливали целебный напиток
  25. Головной убор мужчин из мерлушки и шкур диких зверей
  26. Одно из изысканных лакомств у казахов, приготовленное из проса
  27. Казахское национальное блюдо, приготовленное из мяса и внутренностей, жаренных в масле
  28. Традиционные формы повествования о богатырских деяниях развиваются в жанре
  29. Персонажи устного народного творчества Аяз би и Жиренше встречаются в
  30. Жанр произведений «Ер Сайын», «Ер Едиге», «Сказание об Алпамысе».
  31. В 1490 г. родился в городе Азове
  32. Бием, наместником хана Есима в Младшем жузе, батыром-военачальником был
  33. Популярным акыном XVI в. был
  34. Представители казахской устной поэзии XVI-XVII вв.
  35. Известные казахские акыны XV века


 

Категория: История Казахстана. Средние века | Добавил: Nikulin (18.02.2014)
Просмотров: 16544
Меню сайта

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz