Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 28.03.2024, 17:45

Историк Никулин. Путешествия во времени...

Категории раздела
История Казахстана. Древний период [22]
История Казахстана. Средние века [49]
История Казахстана. Новое время [40]
История Казахстана. Новейшее время [45]
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Материалы для домашней работы

Главная » Статьи » История Казахстана » История Казахстана. Новое время

Социально-экономическое развитие в начале XX века

Социально-экономическое развитие Казахстана в начале XX в.

Экономическое развитие. Охват Сибирской железной дорогой северо-восточных районов Казахстана ускорил вовлечение в новую хозяйственную систиму и других областей. 178 из 3138 км Сибирской железной дороги, построенной в 1893-1895 гг., находились на территории Казахстана; 194 км Рязанско-Уральской железной дороги пролегали через Западный Казахстан. Эти железнодорожные линии ускорили вовлечение степного края в общероссийскую систему хо­зяйственных отношений, хотя многие районы Южного Казахстана сохраняли хозяйственную обо­собленность.

В целях широ­кого использования сырьевых ресурсов правитель­ство приступило к строительству в регионе новых железнодорожных линий. Важным шагом явилось создание магистрали Оренбург-Ташкент протяженностью 1656 км. Линии Оренбург-Кубек, Ташкент-Кубек в январе 1906 г. сданы в эксплуатацию. Отныне Казахстан был соединен с промышленными центрами России.

Шаруа выселялись из районов, по которым теперь пролегали магистрали. Железнодорожное строи­тельство привлекало часть кочевников, способствовало формированию самого крупного отряда местного ра­бочего класса - железнодорожников.

В канун революции 1905-1907 гг. в Казахстане уже действовали довольно крупные предприятия, насчитывавшие по 300-400 рабочих: кара­гандинские угольные шахты, предприятия цветной ме­таллургии Восточного Казахстана, в том числе Спас­ские медеплавительные заводы. Численность рабо­чих к 1902-1904 гг. в районе железной дороги Орен­бург-Ташкент достигла 30 тыс. человек.

Аграрный вопрос. Одной из главных предпосылок революции в 1905-1907 гг. явилась коло­ниальная аграрная политика царизма. Переселение кре­стьян из центральных губерний России в Казахстан, принявшее в начале XX в. массовый характер, обострило политическую ситуацию в Казахстане. С одной сто­роны, ухудшилось положе­ние казахских аулов вследствие изъятия земель; с другой - ухудшилось положение самих переселенцев. Не хватало сельхозинвента­ря, продуктов, часть поселенцев, вынуждена была возвра­титься в родные края. Не хватало земли, луч­шая часть которой уже была распределена между пере­селенцами. Если с 1853 по 1905 г. у казахов было отобрано 4 млн. десятин земли, то в 1906-1907 гг. -  17 млн. десятин.

Среди переселенцев увеличивалось имущественное неравенство. Крестьянин, имевший 1 десятину земли, относился к катего­рии батраков, до 4 десятин - беднейший, до 5-8 десятин - бедный, до 10 десятин - малообеспеченный середняк, до 15 десятин - зажиточный середняк, свыше 15 десятин – богатый (кулак). В Шымкентском уезде удельный вес батраков и бедных крестьян составлял 40%, а в Семиреченской области - 28,3%, а кула­ков - 25%. Таким образом, в начале XX в. имущественное социальное неравенство создало политические предпосылки про­теста против грабительской аграрной политики.

  1. Для связи Казахстана с российскими промышленными центрами царизм в конце XIX - начале XX в. приступил к
  2. В целях широкого использования сырьевых ресурсов Казахстана царизм в конце XIX - начале XX в. приступил к
  3. В начале XX в. царизм приступил к строительству в Казахстане ряда новых железнодорожных линий с целью
  4. Царизм в конце XIX - начале XX в. приступил к строительству железнодорожных линий
  5. В начале XX в. вовлечению Казахстана в новую общероссийскую хозяйственную систему способствовало
  6. В начале XX века была сдана в эксплуатацию железная дорога
  7. Железная дорога Оренбург-Ташкент сдана в эксплуатацию в
  8. Железнодорожная линия Оренбург-Ташкент была построена для ликвидации хозяйственной обособленности
  9. Среди рабочих казахской национальности в начале XX века было значительное число
  10. Одной из главных предпосылок участия казахов в революции 1905-1907 г. является
  11. В результате колониальной аграрной политики царизма в 1853-1905 гг. у казахов было отобрано земли
  12. В результате массового переселения крестьян площадь отобранной у казахов земли в 1906-1907 гг. достигла
  13. В начале XX века крестьяне, имевшие свыше 15 десятин земли, относились к 

Категория: История Казахстана. Новое время | Добавил: Nikulin (14.03.2014)
Просмотров: 4454
Меню сайта

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz