Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 20.04.2024, 07:42

Историк Никулин. Путешествия во времени...

Категории раздела
История Казахстана. Древний период [22]
История Казахстана. Средние века [49]
История Казахстана. Новое время [40]
История Казахстана. Новейшее время [45]
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Материалы для домашней работы

Главная » Статьи » История Казахстана » История Казахстана. Новое время

Просвещение

Народное образование

Созданный в 1868 г. Туркестанский статистический комитет, Семипалатинский областной статкомитет, орга­низованный в 1878 г., распространяли научные знания, знакомили с основами гра­мотности. В работе Семипалатинского областного статистического ко­митета участвовал Абай. В 1883 г. открыта первая общественная библиотека в Семипалатинске.

В исследование Казахстана, организацию публикаций научных исследований большой вклад внесло Русское географическое общество, его Туркестанский и Западно-Сибирский отделы, а также открытый позднее Семипа­латинский подотдел.

Необходимость в подго­товке переводчиков для системы управления, нехватка служащих для нужд хозяйственной и чиновничьей ад­министрации требовали увеличения числа русско-казах­ских школ. Русско-казахские школы, открытые в 1861 г. в Троицке, в крепости Оренбург возле Тургая, в фор­те Казалинска привлекали к учебе казахскую моло­дежь.

 «Временные положения» об управлении областями дали казахам право на добровольный сбор средств для открытия школ. Для открытия при мечетях мектебов необходимо было получить особое разрешение от уездного правления. Казахским шаруа за небольшую плату было разре­шено отдавать своих детей на учебу в школы в казачь­их станицах и в русских деревнях. Правительство пыталось ограни­чить получение детьми образования в мектебах и медре­се. Это было проявлением борьбы против распространения исламской религии в Казахстане и Средней Азии.

«Меры по борьбе с мусульманством в восточной части России» Оренбургского губернатора Крыжановского (1867 г.) являются примером административного дав­ления по ограничению числа исламских школ.

Первая казахская учительская школа открылась в 1883 г. в городе Орске Оренбургской губернии. Это было ускорено назначением Ыбырая Алтынсарыулы инспектором школ Тургайской области.

Система просвещения. В конце XIX столетия в Ка­захстане сложилась следующая система просвещения. Начальные учебные заведения: приходские школы, про­гимназии, русско-казахские, аульные школы. Средние учебные заведения: реальные училища, жен­ские и мужские гимназии, учительские семинарии. Учебные заведения со специаль­ной подготовкой: казахские учительские школы, сельс­кохозяйственные, ремесленные, фельдшерские школы, Гурьевская школа мореплавания. Открытые в 1872 г. в Омске и в 1879 г. в Ташкенте учительские институты были от­несены к средним учебным заведениям. При мечетях работали мектебы и медресе.

Под предлогом борьбы с пантюркизмом и панисла­мизмом генерал-губернаторы оказывали давление на преподавателей исламских учебных заведе­ний. В 1870 г. препода­вание русского языка в мектебах было признано обязательным.

Развитие цветной металлургии, нефтедобычи, производства угля ставили на повестку дня вопрос о подготовке инженерно-техничес­ких специалистов. Однако в Казахстане не было ни одного специального технического заведения по их обу­чению.

В конце XIX в. государство тратило на просвещение на душу населения в Тургайской обл. – 19,5 коп., Уральской – 16,2 коп., Акмолинской – 11,3 коп., Семиреченской – 5,5 коп. Препятствиями делу народного образования были: скудость средств, нехватка профессиональных учителей, низкая оплата из труда, нехватка учебных пособий, книг.

 

Положение мусульманского просвещения в Казахстане

Концепция о двухпроцентной грамотности казахского народа учитывала лишь получивших образование в русских школах, сознательно упускала из виду обучавшихся в мусульманских школах.

Царские чиновники негативно оценивали возможности мусульманских школ в распрос­транении грамотности среди кочевого населения. Це­лью правительства явилось открытие русско-казахских школ, призван­ных решить следующие задачи: удовлетворение потреб­ности населения в начальном обра­зовании; подготовка грамотных специалистов для освоения природных ресурсов края; подготовка лю­дей для работы в волостных, уездных и областных административных учреждениях. Царизм до­бивался не только просвещения, но и одновременно обрусения кочевников.

Практически в каждом ауле при мечети су­ществовала религиозная школа. Мектебы (начальная) и медресе (высшая школа) до реформ 1867-1868 гг. функциониро­вали без ограничений.

Деятельность религиозных школ была определена правительственным решением 1870 г. «Об особых правилах относительно инородцев-христиан и татар-магометан». Открытие религиозных школ санк­ционировалось генерал-губернатором области. Учредители школы обращались с просьбой к уездному начальнику, тот – к военному губернатору.

Молодые воспитаники медресе Бу­хары и Ташкента, возвращаясь, вступали на дол­жность муллы, иногда прибавля­ли в старую программу новые предметы - метафизику, мусульманские законы, иногда физику. Главное назначение религи­озных учебных заведений заключалось в воспитании у учащихся высоких нравственных качеств.

Правительство зорко следило за пре­подавательским составом мектебов и медресе, усматривая в них рассадник «пантюркизма и панисла­мизма». Официальная политика нетерпимости к педагогической деятельности мулл сводилась к придирчивому инспектированию. Главное, что привлекало внимание чиновни­ков - это преподавание русского языка и наличие у мулл свидетельств на право ведения учеб­ных занятий. Мектебы и медресе, не наладившие препо­давание русского языка, распоряжениями военных губернаторов закрывались.

Просветительские общества принимали активное участие в развитии просвещения, однако царская администрация была против подобных обществ, поскольку в них объединялась национальная интеллигенция. Тургайский областной губернатор не дал согласия на деятельность просветительского общества «Джамагияти Магариф». В Петропавловске функционировала мусульманская библиотека за счет городской Думы, позже это положение было отменено.

Революция 1905-1907 гг. в России вынудила правительство пойти на уступки в расширении сети просветительских мусуль­манских учреждений. После манифеста 17 октября 1905 г. в Казах­стане стали открываться бесплатные библиотеки.

Казахская молодежь получала образова­ние в Оренбургском учительском институте, в учебных заведениях Омска, в Казанском, Томском, Петербургском университетах. В 1896 г. от Тургайской области в учебных заведениях России обучалось до 50-ти стипендиатов; стипендиатом от Семипалатинской области в Петербургском универси­тете стал Жакуп Акбаев, - один из первых юрис­тов из казахов. Столичное Михайловское артилле­рийское училище окончил сын Абая Абдрахман; получил образование в Военно-медицинской академии С.Асфендияров.

По переписи 1897 г. число образованных казахов составляло 49000 при общей численности 4-5 млн. человек, т.е. 10%.

 

  1. Концепция о двухпроцентной грамотности казахского народа в конце ХIX в. учитывала лишь грамотных лиц получивших образование в
  2. До административно-территориальной реформы 1867-1868 гг. мектебы и медресе функционировали
  3. Правительственное решение от 26 марта 1870 г. «Об особых правилах относительно инородцев-христиан и татар-магометан» внесла изменения в деятельности
  4. В конце XIX в. в Казахстане открытие конфессиональных школ, в частности мектебов и медресе санкционировалось
  5. В конце XIX в. правительство следило за преподавательским составом мектебов и медресе, усматривая в них рассадник
  6. В конце XIX в. правительство видело рассадник «пантюркизма и панисламизма» в преподавательском составе
  7. В конце XIX в. при инспектировании религиозных школ (мектебов и медресе) внимание чиновников уделялось, прежде всего на
  8. В конце XIX в., прежде всего на преподавание русского языка уделялось внимание чиновников при инспектировании
  9. В конце XIX в. распоряжениями военных губернаторов закрывались мектебы и медресе, где не было налажено преподавание
  10. В конце XIX в. мектебы и медресе, где не было налажено преподавание русского языка, закрывались распоряжениями
  11. В 1896 г. в различных учебных заведениях России обучались 50 казахских стипендиатов только от
  12. В начале XX в. пойти на уступки в расширении сети просветительских, в том числе и мусульманских учреждений в Казахстане правительство вынудила
  13. В конце XIX века был открыт подотдел Русского географического общества в городе
  14. Год открытия в Семипалатинске общественной библиотеки
  15. В 1883г. в Казахстане была открыта первая общественная библиотека в
  16. В Семипалатинске был открыт Областной статистический комитет в
  17. Одним из центров научных исследований Казахстана во второй половине XIX века считался город
  18. В 1883 году была открыта первая казахская учительская школа в городе
  19. Первая казахская учительская школа открылась в 1883 г. в городе Орске
  20. Первая казахская учительская школа открылась в Орске
  21. В XIX веке школа по обучению мореплаванию была открыта в
  22. В конце XIX века от 5,5 до 19,5 копеек на душу населения в Казахстане правительство тратило на
  23. Во второй половине XIX в. согласно «Временным положениям» для развития просвещения казахам было дано право
  24. Преподавание русского языка в мектебах при мечетях в Казахстане было признано обязательным в марте
  25. Для открытия при мечетях мектебов представителям мусульманского духовенства необходимо было получить от
  26. Представителям мусульманского духовенства необходимо было получить особое разрешение от уездного правления для открытия
  27. Для борьбы с распространением исламской религии в Казахстане правительством были наложены ограничения на получение образования в
  28. Ограничения, наложенные правительством на получение образования в мектебах и медресе в Казахстане было проявлением борьбы с
  29. Специальным «Положением» от 26 марта 1870 г. было признано обязательным преподавание русского языка в
  30. Проявлением административного давления и ограничения исламских школ в XIX веке является документ
  31. Примером давления на исламские школы являются «Меры по борьбе с мусульманством в восточной части России» 1867 г. принятый
  32. Автор программы «Меры по борьбе с мусульманством в восточной части России», оренбургский губернатор

 

Категория: История Казахстана. Новое время | Добавил: Nikulin (02.04.2014)
Просмотров: 4458
Меню сайта

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz