Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 29.03.2024, 12:39

Историк Никулин. Путешествия во времени...

Категории раздела
История Казахстана. Древний период [22]
История Казахстана. Средние века [49]
История Казахстана. Новое время [40]
История Казахстана. Новейшее время [45]
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Материалы для домашней работы

Главная » Статьи » История Казахстана » История Казахстана. Новое время

Культура второй половины XIX века

Искусство и музыкальная культура второй половины XIX века

Живопись и прикладное искусство. Тема Казахстана значительна в творчестве художника В.Вереща­гина. В картине «Окружающие Лепсинский край горы» он передает красоту казахского края. Н.Хлудов все свои значительные произведения посвятил казахстанской тематике.

Изделия народных мастеров демонстрировались на выставках в Петропавловске, Кокшетау 1896 г. Вели­колепными были сырмаки, текеметы (постилочные вой­лочные ковры), тускиизы (настенные войлочные ковры). На всемирной выставке в Париже (1868 г.) были выставлены казахские ювелирные изделия, национальные костюмы. С казахскими музы­кальными инструментами общественность ознакомилась на выставке 1872 г. в Москве.

Музыкальное искусство. Во второй половине XIX в. выдающиеся композиторы создали прекрасные классические произведения, основным моти­вом которых является народная освободительная борьба против угнетателей.

Таттимбет Казангапулы - выдаю­щийся кюйши-композитор, один из основоположников казахской классической домбровой музыки XIX в., не­превзойденный исполнитель кюев в стиле шертпе. Родился  на территории Карагандинской области, происходил из рода каракесек Среднего жуза. Его привлекали эпические кюи, созданные в XIII-XVII вв. Кюи Таттимбета «Саржайлау», «Сылкылдак», «Былкылдак», «Кокейкестi» относятся к луч­шим произведениям казахской инструментальной музы­ки. В его кюях отражены стремление к красоте и гармонии жизни, ожидание перемен, превратности судь­бы, жизненные противоречия. В кюе «Бес торе» осуждается власть людей, возвышаю­щихся над народом. Сохранилось 40 кюев Таттимбета.

В 1855 г. Таттимбет ездил в Петербург, где играл на домбре.

Курмангазы Сагырбайулы (1818-1889 гг.) - гениаль­ный кюйши-композитор, классик казахской инструмен­тальной музыки. Родился в Букеевской орде. Главным его учителем был кюйши Узак. Курмангазы создает произведения, в которых отразились его думы о судьбе народа, его вер­ность освободительному движению. Первый его кюй «Кишкентай» был посвящен руководителю народного восста­ния Исатаю Тайманулы. В кюе «Сарыарка» слышатся мотивы несгибаемой воли народа к свободе, любовь к родной земле, к безграничной степи. Курмангазы создал и танцевальные кюи «Кызыл кайын», «Балбырауын». Сохранилось 60 кюев Курмангазы.

Из-за обвинений представителей правящих классов в «воровстве, разбое» он сидел в тюрьмах Урала и Оренбурга. Среди его учеников Дина Нурпеисова.

Даулеткерей Шыгайулы (1820-1887 гг.) - знамени­тый кюйши-композитор, основоположник лирического направления в домбровой музыке. На формиро­вание его взглядов повлияло восстание 1836-1838 гг. в Букеевской орде. Был избран султаном-правителем рода. В составе делегации почетных казахов был в Петербурге.

Композитор создал тонкие психологи­ческие женские портреты в кюях: «Кос-алка», «Кыз-Акжелен», «Кудаша». Дау­леткерей использовал музыкальные темы рус­ских военных маршей и элементы туркменской музыки. Известно 40 кюев композитора.

Биржан-сал Кожагулулы - выдаю­щийся композитор, певец и поэт. На становление его композиторского таланта большое влия­ние оказала встреча с молодым Абаем в 1865 г.

Одна из первых его песен - «Биржан-сал». Биржан темой своего творчества сделал поиски прав­ды, обличая обман и произвол. Песни Биржана «Жанбота», «Адаскак» отразили его гнев по поводу действий власть имущих. Широко известен его айтыс с девушкой по имени Сара. Среди последователей Биржана были талантливые композито­ры Акан серэ, Укили Ыбрай, Балуан Шолак. До наших дней дошло 40 песен Биржана.

Жаяу Муса Байжанулы - выдаю­щийся народный композитор, поэт-публицист. В 1851 г. приехал в Петропавловск, где обучался по-русски, учился играть на гармони и скрипке. Жаяу Муса был знаком с Шоканом Уалихановым, а для стихотворения Алтынсарина «Кел, балалар, окылык» сочинил музыку.

В 1852 г. он прибыл в Омск, где в 1854 г. поступил в русскую школу. На формирование его мировоззрения оказали влияние декабристы и петрашевцы. Возвратившись в аул в 1856 г., он стал выступать против произ­вола степной аристократии. В 1860 г. Жаяу Муса был выслан в Тобольск. Почти все тексты к своим 70-ти пес­ням он сочинил сам.

Ахан серэ Корамсаулы (1843-1913 гг.) Его постоянное участие в празднествах и состязаниях закрепило за его именем приставку - серэ. Выдающиеся произведения Акана - песни «Куглагер», «Манмангер», «Балкадиша», «Сырымбет». В поэтическом творчестве Акана серэ нашли отражение идеалы справедливости, осуждались жестокость и предательство.

Ыкылас Дукенулы (1843-1916 гг.) - кюйши-композитор, кобызист. Он возродил музыкаль­ную традицию кобыза, ведущую начало от музыки Коркыта (VIII в.). В кюях Ыкыласа нашли отражение легенды и эпические сказания. Одним из исследователей Ыкыласа был кюйши-домбрист Сугир.

  1. Красоту казахского края в картине «Окружающие Лепсинский край горы» передает художник
  2. Казахской тематике посвятил все свои значительные произведения художник
  3. Художник Н.Хлудов все свои значительные произведения посвятил
  4. Казахские ювелирные изделия, национальные костюмы были выставлены на всемирной выставке, проходившей в 1868 г.
  5. Гениальный кюйши-композитор, классик казахской инструментальной музыки второй половины XIX века
  6. Годы жизни классика казахской инструментальной музыки Курмангазы Сагырбай-улы
  7. Курмангазы родился в
  8. Из произведений классика казахской инструментальной музыки Курмангаэы Сагырбайулы сохранились
  9. Мотивы несгибаемой воли народа к свободе, родной земле, безграничной степи слышатся в кюе Курмангазы
  10. Автор знаменитых кюев «Адай», «Сарыарка», «Балбырауын».
  11. Свой первый кюй «Кишкентай» Курмангазы посвятил
  12. Руководителю восстания 1836-1838 гг. Исатаю Тайманулы Курмангазы посвятил свой первый кюй
  13. Кюйши-композитор второй половины XIX века, основоположник лирического направления в домбровой музыке
  14. Годы жизни кюйши-композитора Даулеткерея Шыгайулы
  15. На формирование взглядов композитора Даулеткерея Шыгайулы повлияло восстание
  16. Выдающийся кюйши-композитор, один из основоположников классической домбровой музыки
  17. Кюйши XIX века, исполнитель домбровой музыки стиля шертпе
  18. Кюйши, получивший серебряную медаль за исполнение произведений на домбре в 1855 году в Петербурге
  19. Любовь к древней культуре сказалась на музыкальных интересах Таттимбета Казангапулы, его привлекали кюи-легенды, этнические кюи, созданные в
  20. Кюйши-композитор, кобызист второй половины XIX в., возродил традиции кобыза от музыки Коркута
  21. Кобызист-кюйши, живший в 1843-1916 гг.
  22. Композитор второй половины XIX века был одновременно и поэтом-публицистом
  23. Гонениям и притеснениям подвергся казахский музыкант и певец второй половины XIX века
  24. По обвинению сыновей старшего султана Баянаульского дивана Шормана Жаяу Муса был выслан в Тобольск в
  25. Композитор, поэт-публицист второй половины XIX в., автор текстов и музыки 70 песен
  26. Жаяу Муса сочинил музыку на стихотворение Алтынсарина
  27. На стихотворение Алтынсарина «Кел, балалар, окылык» музыку сочинил
  28. Слова: «Идите дети учиться» принадлежат
  29. На формирование мировоззрения композитора, поэта-публициста Жаяу Муса оказали влияние ссыльные
  30. Ссыльные декабристы и петрашевцы оказали влияние на формирование мировоззрения композитора, поэта-публициста
  31. На становление композиторс­кого таланта выдающегося композитора и поэта Биржан-сал Кожагулулы оказала встреча с
  32. Автор песен «Балхадиша», «Манмангер», «Кулагер»

 

Категория: История Казахстана. Новое время | Добавил: Nikulin (02.04.2014)
Просмотров: 9074
Меню сайта

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz