Культура Казахстана в начале XX в.
В начале XX в. книгоиздание получило заметное развитие в таких культурных центрах, как Семипалатинск, Уральск, Омск, Оренбург. Отделы Русского географического общества оказывали содействие делу организации издательских центров в Казахстане. Начали издаваться книги на казахском языке (арабским шрифтом) в Петербурге, Ташкенте и особенно в Казани. Книги распространялись, проходя правительственную цензуру на политическую лояльность к существующему строю.
Первые книги выдающихся представителей национально-демократической культуры Ш.Кудайбердыулы, М.Дулатова, С.Донентаева, А.Байтурсынова впервые были изданы в начале XX в. Избранные произведения великого мыслителя, поэта Абая Кунанбайулы вышли в 1909 г.
Произведения Султанмахмута Торайгырова отражали перемены в общественно-политической жизни казахского аула. Его стихи и поэмы «Шәкiрт ойы» («Думы ученика»), «Бip адамга» («Другу»), «Адаскан өмip» («Заблудившиеся») создавали правдивую картину жизни казахов. Произведения Беимбета Майлина «Шуганын белгісі» («Знак Шуги»), «Калын мал» («Калым») Спандияра Кубеева, «Камар сулу» («Красавица Камар») Султанмахмута Торайгырова глубоко затронули жизненные проблемы этой эпохи, показывая тяжелую судьбу народа.
В развитии казахского языка и литературы особое место занимает творческие наследие Ахмета Байтурсынова (1873-1937 гг.). Первый сборник его произведений под названием «Маса» («Комар») вышел в 1911 г. в Оренбурге. А.Байтурсынов в 1913-1917 г. был редактором еженедельной газеты «Казак». С июля 1917 г. газета «Казак» стала официальным печатным органом организации «Алаш». До недавнего времени газета «Казак» характеризовалась как буржуазно-националистическое издание.
Крупным представителем казахской литературы начала XX в. являлся Шакарим Кудайбердыулы - наиболее талантливый ученик Абая. Его произведения: «Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханов», «Условия мусульманства», поэмы «Калкаман-Мамыр», «Енлик-Кебек». Просветитель-демократ, поэт и историк гуманистического направления, он пропагандировал идеи просвещения и гуманизма.
Народное образование. Закон о развитии просвещения, принятый в 1906 г., положил начало открытию смешанных русско-казахских школ, создавая в то же время искусственные препятствия для конфессиональных учебных заведений. Ограничение распространялось на мусульманские школы: мектебы и медресе. Одно из самых крупных учебных заведений - Туркестанская учительская семинария, в которой готовились преподавательские кадры, совершенно не удовлетворяла потребности в них местных школ.
В пропаганде идей просвещения и образования позитивную роль сыграли такие органы печати, как журнал «Айкап», «Киргизская степная газета», «Степной край», газета «Казак», «Семипалатинский листок».
«Областные ведомости» - официальный печатный орган областных губернаторов, хотя и являлись «рупором» царизма, затрагивали проблемы народного просвещения. Русские ученые Е.П.Михаэлис, В.А.Обручев, Н.Пантусов, Н.Я.Коншин, чиновники колониального аппарата, опубликовали немало исследований по истории Казахстана, экономике, материальной и духовной культуре, хотя защита государственных интересов самодержавной власти оставалась главным предназначением газеты.
Поэзия и музыкальная культура. Народный акын Жамбыл Жабаев, принимая участие в степных поэтических состязаниях — айтысах, совершенствовал талант импровизатора. Его творчество отличалось острой социальной направленностью, разоблачением произвола крупных феодалов и царских чиновников.
Выдающимся поэтом был Нурпеис Байганин, который известен как пропагандист народных сказаний - дастанов и героических преданий о славных казахских батырах.
Среди музыкантов и композиторов особо выделяются Кенен Азербаев, Балуан Шолак Баймурзин, Дина Нурпеисова, Укили Ыбрай Сандыбаев, знаменитый композитор Сугур, казахский «соловей» Майра Шамсутдинова. Исполнительское искусство Кали Байжанова, Манарбека Ержанова, покорившего Париж Амре Кашаубаева сложилось в начале XX в. Песни народных композиторов Естая «Майдакоңыр», Укили Ыбрая «Гекку», песни Амре и Майры, кюй Дины Нурпеисовой «Көңіл ашар» («Настроение») представляют собой замечательные образцы казахской музыкальной классики.
Казахская культура начала XX в., развиваясь как часть мирового культурного процесса, имела свои специфические черты, обусловленные своеобразием кочевой жизни, самобытными традициями национального искусства.
- Казахская культура начала XX в. развивалась как часть мирового культурного процесса, имела специфические черты, обусловленные своеобразием
- В начале XX века делу развития книгоиздательских центров в Казахстане оказывали содействие отделы Русского
- Труды выдающихся представителей национально-демократической культуры М.Дулатова, Ш.Кудайбердыева и других, впервые были изданы в
- Книги на казахском языке в начале XX в. печатались шрифтом
- В начале XX века в Казахстане развивается книгоиздательское дело, в 1909 г. впервые вышли избранные произведения великого мыслителя
- Шакарим Кудайбердиев был среди наиболее талантливых учеников
- Наиболее талантливым учеником великого Абая, автором произведения «Летопись турецких, киргизских и казахских ханов» был
- Автор поэмы «Калкаман-Мамыр», «Енлик-Кебек»
- Поэма, написанная Шакаримом Кудайбердиевым
- Автор книги «Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий», изданной в 1911 г.
- В 1911 г. в городе Оренбурге под названием «Маса» вышел первый сборник произведений
- Первый сборник произведений Ахмета Байтурсынова вышел в 1911 г. в г.Оренбурге под названием
- Основателем еженедельной газеты «Казах» был
- А.Байтурсынов основал еженедельную газету «Казах» в
- Под редакцией А. Байтурсынова газета «Казах», публиковавшая статьи о насущных нуждах и задачах казахского народа начала, издаваться с
- Печатный орган организации «Алаш».
- Официальным печатным органом организации «Алаш» газета «Казах» стала с
- Первый сборник произведений Ахмета Байтурсынова
- Первый редактор еженедельной газеты «Казах»
- Закон о развитии просвещения, положивший начало открытию русско-казахских школ, был принят
- Закон о развитии просвещения, принятый в 1906 г. создавал ограничения и препятствовал деятельности в Казахстане
- Закон о развитии просвещения, принятый в 1906 г. положил начало открытию в Казахстане смешанных
- Закон о развитии просвещения, принятый в 1906 г., создавал ограничения и препятствовал деятельности в Казахстане
- В начале XX в. готовило преподавательские кадры одно из самых крупных учебных заведений
- Печатный орган начала XX века, пропагандировавший идеи просвещения и образования среди населения Казахстана
- В пропаганде идей просвещения и образования среди населения Казахстана в начале XX в. велика заслуга
- Являясь «рупором» царизма начала XX в., затрагивал проблемы и казахского народа - официальный печатный орган областных губернаторов
- Композитор, автор кюя «Конил ашар»
- Поэт начала XX в., пропагандист народных сказаний – дастанов и героических преданий о народных батырах
- «Казахский соловей» - так называли одного из музыкантов и певцов в начале XX века
|