Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 24.04.2024, 08:21

Историк Никулин. Путешествия во времени...

Категории раздела
История Казахстана. Древний период [22]
История Казахстана. Средние века [49]
История Казахстана. Новое время [40]
История Казахстана. Новейшее время [45]
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Материалы для домашней работы

Главная » Статьи » История Казахстана » История Казахстана. Новейшее время

Казахстан в 1945-1964 Общественно-политическая жизнь

Казахстан во второй половине 40-х – середине 60-х годов

Общественно-политическая жизнь

Политическая ситуация в послевоенные годы

Союз Советских Социалистических Республик победил во Второй мировой войне и приступил к мирному строительству. Коммунистическая администрация с помощью силовых ведомств упрочила свои позиции. Советские люди верили, что Коммунис­тическая партия организовала победу в тяжелейшей войне.

Возвеличивалась личность Сталина. Все достижения воспринимались как результат «мудрой» деятельности вождя, а все недостатки - как дело рук «агентов мирового империа­лизма» и «врагов народа». Ежедневная пропаганда культа личности вождя оказывала сильное воздействие на психологию масс. Утвердилась атмосфера подозрительности, нетерпимости к инакомыслию, преследования за малейшие признаки недовольства по отношению к власти. Продолжалось искоренение демократии. Нарушались права человека, ограничивались свободы граждан, произошло их отчуждение от политики и управления.

Хотя считалось, что Казахстан вошел в состав СССР на добровольных началах, никаких суверенных прав он не имел. Республика оставалась неотделимой частью Союза и полностью подчинялась Центру.

Партия

Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС) превратилась в иерархическую структуру с жесткой властью, которая слилась с системой государственного управления. Компартия руководила деятельностью всех общественных организаций, предприятий и хозяйств. Руководящая роль партии в обществе возрастала.

На съездах и пленумах КПСС рассматривались все проблемы общественного развития, принимались программы и постановления по важнейшим вопросам. Обсуж­дения приводили к принятию «единственно правильного решения», спускаемого руководством. На партийных собраниях решения принимались единогласно, не было возможности высказать мнение или выступить против. Альтер­нативная точка зрения воспринималась как выступление против партии и Советской власти. Партия опиралась на силовые ведомства - Комитет государственной безопас­ности (КГБ) и Министерство внутренних дел (МВД), использовала военную силу.

Руководство республики работало под жестким контролем Центра. Руководители, принимающие самостоятельно важные решения, отстраня­лись от работы. На съездах партии обсуждались итоги развития народного хозяйства прошедшей пятилетки и принимались программы на следующую. Культура и образование подверглись максимальной идеологизации.

В 1949 г. на IV съезде Коммунистической партии Казахстана Первым секретарем Центрального Комитета был избран Ж.Шаяхметов (1949-1954 г.). В 1950 г. коммунистов в республике - 58 920 человек, а в 1960 г. - 345 115 человек.

Советы

Высшим органом государственной власти республики (парламентом) являлся Верховный Совет Казахской ССР. В областях, городах, районах, селах органами власти были исполнительные комитеты местных Советов.

В 1957 г. принято Постановления ЦК КПСС «Об улучшении работы Советов депутатов трудящихся и усиления их связи с общественностью», на сессиях Верховного Совета стали обсуждаться и утверждаться программы развития народ­ного хозяйства, проекты законов. Число постоянных комиссий Верховного Совета республики увеличилось с 3 до 8.

В 1947 г. в составе Верховного Совета Казахской ССР было 300 депутатов, в 1951 г. - 400, в 1955 г. - 450. Формально Советы считались законодательными органами, фактически же все вопросы решались на съездах и пленумах партии. Советы законодательно утверждали решения, одобренные партией. В Верховном и местных Советах 2/3 депутатских мест занимали коммунисты.

Профсоюзы

К концу 40-х годов казах­станские профсоюзы объединяли более 1 млн. трудящихся. Профсоюзы проводили воспитательную работу, организовывали социалистические соревнования, оказывали материальную помощь малообеспеченным, боролись за соблюдение трудовой дисциплины, распространяли передовые методы производства. В ведение профсоюзов были переданы курорты, дома отдыха, библиотеки и клубы. В 1948 г. создан Казахский республиканский совет профсоюзов. В 1963 г. членов профсоюзов было 3 млн. 281 тыс. человек. (89% работающих).

Комсомол

Коммунистический союз молодежи выпол­нял роль помощника партии во всех сферах деятельности, готовил кадры. Комсомольцы участвовали во всех ударных стройках, в строительстве крупных предприятий, освоении целины. Молодежь взяла шефство над строительством Усть-Каменогорской ГЭС, Соколовско-Сарбайского горно-обогатительного комбината, Казахстан­ской Магнитки.

Комсомол воспитывал молодежь и контролировал детскую коммунисти­ческую пионерскую организацию. С 1951 по 1960 г. число членов комсомола Казахстана удвоилось и достигло 760 тыс. человек.

Казахстан в составе СССР

Суверенные права республики, провозглашенные Конституциями СССР и Казахской ССР, остались формальными фразами. Как и другие республики Союза, Казахстан фактически не имел никаких прав, оставался одной из провинций.

К середине 50-х годов административно-командная система вернулась к вопросу расширения прав союзных республик, т.к. крайне централизованная система управле­ния сковывала, мешала развитию общества.

В мае 1955 г. изменился порядок планирования народного хозяйства и распределения бюджетных средств в союзных республиках. Объем производства и капитальные вложения определяли Советы Министров республик. Были расширены права республик по распределению бюджетных средств, увеличились отчисления в республиканские бюджеты.

В 1954-1956 гг. из ведения союзных органов под контроль республик было передано 144 предприятия. Министерства метал­лургии и химической промышленности, строительства, геологии были реорганизованы в союзно-республиканские министерства. Расширились права республиканских министерств в области культурного строительства.

С 1956-1958 гг. союзные республики получили возможность руководить органами юстиции, определять структуру судебных органов, утверждать гражданские и уголовные кодексы. Расши­рилась законодательная деятельность Верховного Совета республики. Союзные республики стали принимать участие в решении общесоюзных вопросов. С 1957 г. в состав Совета Министров СССР входили председатели Советов Министров союзных республик, а в Верховный Суд СССР - пред­седатели Верховных Судов.

Однако эти меры не смогли обеспечить реального суверенитета союзных республик. За годы Советской власти Казахстан никогда самостоятельно не определял своей внутренней и внешней политики.

Тест «Общественно-политическая жизнь»

  1. В годы Советской власти руководство государством в действительности осуществлялось
  2. Ведущей и направляющей силой общества после Великой Отечественной войны оставалось (лась)
  3. После Великой Отечественной войны руководящая и направляющая сила общества оставалась за
  4. После Великой Отечественной войны все достижения страны воспринимались народом как результат
  5. После Великой Отечественной войны определяющим фактором в формировании политического мировоззрения масс стала
  6. Культура и образование в послевоенный период подверглись
  7. В послевоенное время в обществе утвердилась атмосфера нетерпимости к
  8. Альтернативные точки зрения на партийных собраниях воспринимались как
  9. В послевоенный период руководящая роль коммунистической партии в обществе
  10. В послевоенные годы коммунистическая администрация упрочила свои позиции у власти, опираясь на
  11. В 1949 г. на IV съезде казахстанской КП(б) первым секретарем ЦК КП(б) Казахстана был избран
  12. В период 1949-1954 гг. республиканскую партийную организацию Казахстана возглавлял
  13. В 1949-1954 годах Жумабай Шаяхметов был
  14. Ж.Шаяхметов был Первым секретарем ЦК Компартии Казахстана в
  15. После войны законо­дательными органами формально считались
  16. После войны формально Советы депутатов трудящихся считались законодательными органами, фактически все вопросы решались
  17. В Казахской ССР формально высшим законодательным органом власти считался
  18. Большинство депутатов в Верховном и местных Советах в послевоенные годы составляли
  19. После Великой Отечественной войны деятельностью всех общественных организаций, коопераций, предприятий и хозяйств руководила
  20. В 40-60 -ые годы XX века 89% от численности работающих были членами организации
  21. В послевоенный период курорты, дома отдыха, культурные учреждения были переданы в ведение
  22. Казахский республиканский совет профсоюзов был создан в
  23. В послевоенный период комсомол обеспечивал контроль работы
  24. В советский период воспитание молодежи и контроль за пионерской организацией осуществлял
  25. В послевоенный период шефство над строительством Казахстанской Магнитки, Усть-Каменогорской ГЭС и другими стройками взял
  26. В послевоенный период, находясь в составе СССР, Казахстан
  27. Командно-административная система вернулась к вопросу расширения прав союзных республик в
  28. В середине 50-х годов командно-административная система расширяет права союзных республик, это было вызвано
  29. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР 1955 года были расширены права республик по
  30. Союзные республики получили возможность самим осуществлять руководство в органах юстиции, утверждать гражданские и уголовные кодексы в

Категория: История Казахстана. Новейшее время | Добавил: Nikulin (16.04.2013)
Просмотров: 12106
Меню сайта

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz