ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ
БОРЬБА УГНЕТЕННЫХ НАРОДОВ. ПРОТИВ
МОНГОЛЬСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ
По данным арабского писателя Ибн-Васыля, в
1229-1230 гг. на территории Западного Казахстана "... вспыхнуло пламя войны
между татарами (монголами) и кыпчаками”, сильно разгоревшееся в 1237 г.
Особенно проявил себя в борьбе с монгольскими завоевателями отряд кыпчаков во
главе с Бачманом - кыпчаком из племени ольбурлик. Операция против него осуществлялась
большими силами монгольских войск. Подробно об этом сообщают "Юань-ши” и
персидские историки XIII - начала XIV вв.
Джувейни писал о Бачмане, что он был
бесстрашен и неуловим: "...где бы войска монгольские не искали (его) следов,
нигде не находили его, потому что он уходил в другие места и оставался
невредим. Узнав, что он скрывается на одном из островов р. Едиль (Волги),
против него двинулось большое войско на 200 судах”. Отряд Бачмана был окружен и
после ожесточенного боя уничтожен, а сам он - пленен и казнен.
Рашид-ад-дин также приводит рассказ о
пленении Бачмана, операция против которого осуществлялась большими силами под
командованием внука Чингисхана Мункэ, впоследствии ставшим последним великим ханом
империи, созданной его дедом, перед ее распадом на отдельные монгольские
государства. Только на суда было посажено 20 тыс. воинов, не считая тех, кто
шел облавой вдоль берега.
С данными мусульманских авторов
перекликаются сведения "Юань-ши”. "На Злуну (т.е. март 1237 г.) Мункэ хан
вторгся в земли кыпчаков и достиг Каспийского моря. Их (кыпчаков) правитель
Бачман бежал с семьей на остров в море. Мункэ хан, узнав об этом, двинулся с
целью пленить его: К несчастью, поднялся ветер и вода спала, появилась
возможность пройти вброд. Мункэ хан сказал: "Небо открывает мне путь”. Войско
Бачмана было вырезано, а сам он попал в плен. Мункэ хан приказал ему стать на
колени, но тот ответил: "Я сам вождь и не боюсь смерти. Я не верблюд, чтобы
становиться на колени”.
После этого, не теряя перед казнью
присутствия духа, посоветовал монголам задуматься о своем возвращении, так как
была вероятность прилива.
Это не единственные примеры героической
борьбы предков казахского народа против монгольских завоевателей. И после этого
поражения кыпчаки не прекращали борьбу: "...В год
барса, соответствующий 639 г. хиджры по мусульманскому летоисчислению
(1241-1242 гг.), кыпчаки в большом числе пошли войной на сына Джучи, который в
бою их разбил...”.
"Из-за сильного сопротивления части
кыпчакских племен, (Угэдэй хан) отправил в поход Бату (Батыя русских
летописей), Бури, Мункэ и других царевичей на помощь Субеетаю (Субэдэю)”, так
как Субеетай-баатур встречал сильное сопротивление со стороны тех стран и
народов, завоевание которых ему было поручено еще при Чингисхане, а именно -
народов Кан- дин (канглы), Кибчаут (кыпчаки)”.
В ходе завоевания использовали обширный
арсенал средств, как военные, так и дипломатические приемы, шпионаж, систему
заложников - свидетельств этому в летописях более чем достаточно.
Наиболее тяжелый удар испытали на
территории Казахстана найманы и кереиты, часть которых была изгнана из
Монголии, а также кыпчаки и канглы, обитавшие и в других регионах -
государстве Хорезмшахов в Средней Азии, Иране, Афганистане, североказахстанских
и южнорусских степях. В союзе с Хорезмом, Русью, аланами (асами) - жителями
Северного Кавказа они оказывали монгольским завоевателям упорное сопротивление.
Карлуки - жители Жетысу, а также та часть кыпчаков, канглы, найманов, кереитов,
которые подчинились Чингисхану без сопротивления, но под угрозой завоевания,
также понесли серьезные потери в результате участия в завоевательных войнах
монголов против других стран.
Для Казахстана монгольское нашествие было
величайшим бедствием, как и для других завоеванных стран. Об этом
свидетельствует Плано Карпини - посол римского Папы ко двору великого хана монголов:
"Их (кыпчаков) истребили татары (монголы) и живут в их земле, а те, кто
остался, обращены ими в рабство”. Такова была участь населения Казахстана,
боровшегося с монгольскими завоевателями.
Чтобы подавить сопротивление местного
населения, Чингисхан применял методы массового террора и насилия, опустошая
целые районы. Первыми жертвами этих методов стали присырдарьинские города и
селения Южного Казахстана. В числе городов разных стран, население которых было
полностью уничтожено монголами, три южноказахстанских города - Отрар, Сыгнак, Ашнас. Таким образом, монгольское завоевание сопровождалось
массовым истреблением людей, разрушением производительных сил, уничтожением
материальных и культурных ценностей.
Как сказал ан-Нисави, "...люди стали
свидетелями таких бедствий, каких не было слышно в минувшие века, во времена
ушедших государств. Слыхано ли, чтобы какая-то орда выступила из мест восхода
солнца, прошла по земле вплоть до Баб ал-Абваба (Дербента), а оттуда
перебралась в страну кыпчаков, совершила на ее племена яростный набег и
орудовала мечами вслепую? Не успевала она вступить в какую-нибудь землю, как
грабила ее, а захватив какой-нибудь город, разрушала его. Затем, после такого
кругового похода, она возвратилась к своему повелителю через Хорезм невредимой
и с добычей, подвергнув при этом уничтожению пашни страны и приплод скота и
поставив ее население под острие мечей. И все это за каких-нибудь два года”.
Таковы свидетельства очевидцев монгольского нашествия - величайшей трагедии
средневековья. Полную чашу страданий испила и наша страна - Казахстан.
Массы кыпчаков под натиском монголов
бежали из степей Казахстана и Восточной Европы. Монгольское завоевание
раскидало их по разным странам, хотя основная часть осталась в родных
кочевьях.
В 1241 г. группа кыпчаков во главе с ханом
Котяном бежала в Венгрию, где их принял на службу венгерский король. Он
позволил им кочевать в степях Паннонии, что вызвало крайнее раздражение
монгольского Бату хана, пославшего венграм угрожающее письмо. Лаврентьевская
летопись под 1229 г. сообщает, что кыпчаки из Поволжья бежали на север, в
Волжскую Булгарию.
На Руси, Валахии (Румыния), в Польше и
Литве в конце XIII в. гоже появилось много беглых кыпчаков. Многие кыпчаки
попали к монголам в плен и были проданы в рабство в Европу, северо-западную
Африку, но особенно много их попало в Египет и Индию. Кыпчакские юноши, как и
вообще тюрки, высоко ценились как прекрасные воины для личных гвардий мусульманских
правителей этих стран - мамлюков и гулямов. Они пополнялись рабами, купленными
еще детьми и юношами, обученными военному делу и воспитанными при дворце. Эти
воины были преданы только своему повелителю. Лучшими гулямами и мамлюками
считались тюркские рабы.
В Египте, куда было продано очень много
рабов тюркского происхождения, гвардия мамлюков уже в XIII в. оказалась
сформированной в основном из кыпчаков.
И вот в 1250 .г. кыпчакские мамлюки
захватили власть и стали во главе Египта. Именно они создали ту боевую силу,
которая стала неодолимой преградой для доселе непобедимых монгольских
завоевателей. Так, например, они не подпустили монголов к границам Египта и
спасли Каир от участи Багдада и Дамаска, где во время вторжения Хулагу хана
"кровь текла рекой по улице” - как свидетельствовал арабский летописец
ал-Макризи.
Египет и Сирия - центры
арабо-мусульманской цивилизации - были в окружении врагов. С востока
надвигались монголы, а с запада - европейские крестоносцы. Кыпчаки-мамлюки
отразили обе угрозы.
В 1260 г. правитель - султан мамлюков тюрк
Мустафа Кутуз нанес монголам сокрушительное поражение в Сирии, перед этим
казнив монгольских послов за ультиматум о сдаче. Эмир Бейбарс, убивший Кутуза и
занявший султанский трон, дважды разбил монголов в Сирии. Ал-Макризи писал, что
Бейбарс родился в кыпчакских степях и у него был один голубой глаз, т.к. другой
был закрыт бельмом. Из-за этого недостатка он еще мальчиком был продан в
Дамаске всего за 800 динаров. Благодаря неистощимой энергии, он пробил себе
дорогу к трону, не брезгуя заговорами и убийствами. Бейбарс правил Египтом
более 17 лет. Он перестроил многие каналы, судоверфи, военные укрепления,
необходимые для успешной эксплуатации богатств страны. Когда в 1264 г. в Каире
начался голод, Бейбарс обязал всех богатых людей кормить за свой счет
определенное число жителей столицы.
В 1278 г. к власти пришла семья, которая
правила Египтом 103 года. Основателем этой династии был мамлюк Калавун,
которому, по словам арабского летописца XIV в. Ибн-Батгуты, дали прозвище
"Человек-тысяча”, так как он был куплен на невольничьем рынке за 1000 динаров.
Как пишет ал-Макризи, он тоже был родом из Дешт-и-Кыпчака, широкоплечим
красивым мужчиной. Он говорил по-тюркски и плохо знал арабский язык. Почти все
годы своего правления он провел в военных походах за пределами Египта,
сражаясь с монголами и их вассалами, а также с крестоносцами. В 1291 г. под
натиском мамлюков пала Акка - последний оплот рыцарей на "земле обетованной”.
Ан-Насир, единственный сын Калавуна от монгольской принцессы Аслун-хатун,
наследовал трон отца. Он был типичным представителем кыпчакских мамлюков со
всеми их пороками. Ан-Насир правил Египтом 42 года, если не считать
тринадцатилетнего перерыва, когда по молодости лет он не сумел удержать власть.
Набравшись сил, он вернулся на трон и жестоко отомстил врагам. Ан-Насир вошел
в плеяду тех удивительных правителей, вокруг имен которых слагались легенды об
огромных богатствах, неимоверной жестокости, расцвете благодаря их покровительству
искусств и знаний.
Кыпчакские мамлюки уверенно чувствовали
себя на берегах Нила, прочно завоевав место в египетском обществе. Мамлюкская
система власти помогла объединению государства и, несмотря на войны с монголами
и крестоносцами, обеспечила безопасность торговых путей.
Дальновидный Ан-Насир заключил выгодные
союзы и обеспечил безопасность своих границ. Большое значение придавал
средиземноморской торговле, свидетельством чему служит прорытый во времена его
правления, в 1311 г., канал между Александрией и Нилом, на строительстве которого
работали 100 тыс. человек. Ибн-Баттута говорит о важности каирского порта, о 30
тыс. судов, перевозивших товары по Нилу.
В 1303 г. Ан-Насир разгромил монголов в
Сирии. По возвращении из этого похода перед Ан-Насиром и его мамлюками на
улицах Каира расстилали ковры; за армией победителей двигалось 700 пленных
монголов. Египет при Ан-Насире богател и процветал. Но после его смерти в 1341
г. в стране начались гражданская война, голод и чума, унесшие около миллиона
жизней.
Девять сыновей Ан-Насира правили после
него, но каждый удерживался на троне лишь по несколько лет. Мамлюки убивали
одного султана за другим, господство их подходило к концу. Последний аккорд в
их лебединой песне прозвучал в 1382 г., когда кавказский мамлюк Баркук, или
черкесский мамлюк, как именуют его источники, был "возведен” в султаны и
заложил основы последней мамлюкской династии в Египте.
Арабский автор XIV в. ал-Омари,
составивший объемную географическую и политическую энциклопедию о современных
ему народах Востока, не мог скрыть своего высокомерия араба-мусульманина и
горожанина к диким, по его мнению, кочевым племенам кыпчаков. Он писал, что
кыпчаки живут в нищете, что у них нет посевов, а стужа губит их скот. Это
"жалкий народ” без веры, ума, привязанности и проницательности. Но тут же, на
тех же страницах, можно встретить совершенно другие отзывы о кыпчаках.
Автор вспоминает, что, тем не менее, из
среды кыпчаков вышли и сами султаны и их вельможи: "Тюрки из этих стран
(кыпчакских степей) - один из лучших родов тюркских по своей добросовестности,
храбрости, избеганию обмана, совершенству своих станов, красоте своих фигур и
благородству своих характеров. Цари из них (мамлюкские султаны Египта)
чувствуют склонность к своим сородичам и хлопочут об усилении числа их, так как
Египет заселился и стал охраняемым ими со всех сторон. Из них были светила
государевого совета, председатель собраний и предводители земли Египта”.
В Каире возникли районы, где жили кыпчаки.
Один такой квартал носил название орда. В Египте при мамлюках утвердилось много
черт общественного и частного быта кыпчакской степи. Мамлюки недолюбливали
арабские обычаи. Им хотелось ввести свои правила, основанные на тюркской
кочевой традиции. Жители Каира с удивлением наблюдали, когда мамлюкские эмиры
кыпчакского происхождения разъезжали на необычных на их взгляд повозках,
которые видел в казахских степях и описал Карпини.
Как когда-то пировали кыпчаки в своих
степях, так и их потомки в Египте к столу знатных мамлюков и самих султанов
закалывали лошадей. Ели конину, пили кумыс. Кумыс подавали на приемах у султана
Бейбарса, что стало одним из косвенных обстоятельств его гибели. Намереваясь
уничтожить своего соперника, принца Малик Кахера, Бейбарс приготовил для него
чашу отравленного кумыса. Но, в стиле героев Шекспира, Малик Кахер ловко
поменял чаши, Бейбарс выпил яд и умер в агонии. Ему было немногим больше 50
лет.
Ан-Насир тратил огромные средства на
покупку племенных лошадей, на свадьбу своего сына зарезал 20 тыс. овец. Мамлюки
пренебрегали даже шариатом - религиозной юридической догмой стран ислама.
В Египте произведения арабской и
персидской поэзии и прозы переводили на кыпчакский язык. Мамлюки
покровительствовали искусству и наукам, особенно медицине. Египет XIV в.
славился врачами, была развита даже гинекология, что необычно для
мусульманской страны. Особенно они поощряли ветеринарию, следствием чего стала
интересная литература о лошадях.
От эпохи правления кыпчакских мамлюков
осталось немало выдающихся памятников архитектуры - мечеть Бейбарса, или "Форт
Сулковского”, как ее позднее назвал Наполеон. В 1284-1285 гг. Калавун создал на
улице Муиз один из самых красивых архитектурных ансамблей Каира, состоящий из
мавзолея, больницы, медресе, часть которого сохранилась до наших дней. При
жизни Ан-Насира его эмиры словно соревновались, кто построит самые красивые
мечеть, мавзолей или медресе. Около 15 мечетей, мавзолеев, медресе сохранились
и сейчас. Три великих памятника, оставленных Ан-Насиром, символизируют его
сложный характер и практический склад ума. Это знаменитый акведук, по которому
вода из Нила поступала в цитадель, мечеть в цитадели (1318 г.) и
медресе-мавзолей. Эти примеры можно продолжать до бесконечности.
Но очень важно то, что в ХІІІ-ХІУ вв., в эпоху войн с монголами, "вздумавшими
покорить мир”, Египет стал главным убежищем для мусульман со всего света. К
1300 г. население Каира достигло миллиона человек, т.к. туда стекались беженцы
из всех мусульманских стран, спасавшиеся от монгольских бесчинств.
Таким образом, в Египте появилось много
мусульманских ученых и философов, ремесленников и учителей, чья безопасность
была гарантирована военной мощью Мамлюкского султаната. И вполне понятно, что
в последующие 200 лет представители науки и искусства способствовали расцвету
культурной жизни Египта. Только в Каире были построены 150 мечетей, медресе и
мавзолеев, и почти все они были шедеврами архитектурного искусства. Но все это
стало возможным благодаря героизму и мужеству мамлюков, тюркских воинов -
выходцев из Дешт-и-Кыпчака, спасших от полного разгрома арабо-мусульманскую
цивилизацию.
Аналогичную роль сыграли тюрки, в
частности, кыпчаки, в Индии. В 1193 г. Кутб-ад-дин-Айбек - тюркский гулям
правителя государства Гури- дов в Северной Индии и Афганистане - захватил Дели
и стал там гуридским наместником. Когда в 1206 г. его повелитель Мухаммед Гури
был убит, Айбек провозгласил себя независимым правителем в Дели и индийских
владениях. Так появилось новое государство - Делийский султанат.
О происхождении Айбека известно немногое,
- кроме того, что он был из страны тюрок, источники ничего не говорят. После
смерти Айбека, вызванной его падением с коня во время игры в поло, ему, в
конечном счете, наследовал в 1211 г. Музаффар Ильтутмыш - кыпчак из племени
ольбурлик, которое обитало в Западном Казахстане и нижнем Поволжье. Опорой его
трона были тюркские гулямы, среди которых выделялись кыпчаки из племени
ольбурлик, составившие наиболее влиятельную клику в правящей элите Делийского
султаната. Мусульманский летописец Джузджани приводит сведения о 25 наиболее
влиятельных военачальниках, большинство из которых были кыпчаки.
Благодаря усилившейся в результате
нашествия монголов миграции из Казахстана, Средней Азии, Ирана, Афганистана
число тюркских приближенных султана Ильтутмыша быстро росло.
Страх, порожденный кровопролитиями
Чингисхана, писал историк Зия- уд-дин-Барани, заставил тюркских эмиров
сплотиться вокруг трона Ильтутмыша. От террора монголов в Индию, в частности,
в Дели, вместе со своими семьями и домочадцами пришли не только представители
военного сословия - "люди меча”, сюда прибыли и многие известные поэты, ученые,
религиозные деятели. Им Ильтутмыш оказывал неизменное покровительство и
милость: "Со времени сотворения мира не было правителя столь набожного, щедрого
и почтительного к отшельникам, святым людям, богословам и законоведам”, -
писал о нем Джузджани.
Как и в мамлюкском Египте, правящая элита
Делийского султаната была представлена в основном тюркскими или
тюркизированными элементами. Вплоть до 1290 г. власть в Делийском султанате
принадлежала кыпчакской династии из племени ольбурлик.
Интересным явлением в истории
мусульманских государств было восхождение на делийский трон дочери Ильтутмыша
Разийи. Непокорная тюркская знать, ее элита - так называемая клика сорока -
"чихильгани”, восприняла ее возвышение крайне болезненно.
То обстоятельство, что женщина, невзирая
на столь сильную оппозицию, да еще в стране ислама, заняла трон, указывает на
существование среди тюркских пришельцев в Индии устойчивой степной традиции, согласно
которой роль женщины в обществе была довольно значима. Но когда Разийя
попыталась в противовес клике сорока опереться на нетюркские элементы, она была
низложена.
Сильное тюркское присутствие в Индии
обеспечивал не прекращавшийся в течение XII в. поток беженцев от монголов,
многие из которых прошли адаптацию в системе гулямов. Так, в 1220-1221 гг. 30
тыс. тюрок из разгромленного Чингисханом государства Хорезмшахов, преследуемые
монголами, с боями "пришли в Индию”. Прославленным правителем и полководцем
Дели был султан Гийас-ад-дин Балбан, принявший титул Улуг хан (годы правления -
1266-1287) кыпчак из племени ольбурлик. Как и многие его соплеменники,
достигшие высот власти в Индии, в юности он был рабом. Сын хана племени
ольбурлик, он был захвачен монголами в родном кочевье на территории
средневекового Казахстана и продан в рабство в Багдаде. Привезенный своим
хозяином в Дели, был куплен Ильтутмышем для гвардии гулямов, где и сделал
блестящую карьеру. Стал одним из членов клики сорока, активно участвовал в
низложении Разийи. В 1246 г. возглавил успешный поход против монголов.
Монголы впервые появились в Индии,
преследуя последнего шаха Хорезма - Джелаль-ад-дина. Это стало тревожным
сигналом.
В 1241 г. Индия подверглась новому
нашествию. Под началом Багатур- Таира монголы обрушились на Северо-Западную
Индию и захватили Лахор. В 1246 г. монгольские отряды Мангутаха захватили
города Уч и Мултан, затем были разбиты султаном Балбаном. Внутренняя и внешняя
политика Бал- бана была подчинена борьбе с монголами. Много усилий султан
прилагал для защиты от монголов северо-западных границ, назначив там
наместником своего приближенного и кузена, отважного тюрка Шерхана Сункара.
После его смерти наместником этого региона стал сын Балбана - Мухаммад хан. Он
был не только отважным воином, но и ценителем поэзии, составителем антологии
стихов персоязычных поэтов. Он оказал покровительство начинавшим тогда поэтам -
Амиру Хосрову и Амиру Хасану. В 1279 г. Мухаммад хан со своим братом Бугра
ханом разбил монгольский отряд, опустошивший север Пенджаба. Но в 1286 г.
монгольское войско во главе с Тимур ханом вновь вторглось в Пенджаб. Мухаммад
хан попал в засаду и погиб.
Угроза монгольского нашествия, как
дамоклов меч, нависала над Индией до второго десятилетия XIV в. 1292 г.,
1297-1298 гг., 1299 г., 1303 г., 1305 г. - это годы, когда монголы
предпринимали крупномасштабные походы на Индию силами до 100, 150, 200 тыс.
воинов и доходили до крепостных стен Дели. Но реформы, которые провели
тюркские правители Делийского султаната, имевшие целью повышение
боеспособности армии, дали свои плоды. Монголы потерпели поражение.
Так кыпчаки средневекового Казахстана и Восточной
Европы, изгнанные монгольскими завоевателями из своих родных степей, проданные
в рабство, оказались правителями огромных, мощных, богатых и культурных стран
Востока - Египта и Индии, сделались одной из главных сил в международных
отношениях и в мировой политике ХІІІ-ХІУ вв.
Представители тюркских племен Казахстана -
кыпчаков, канглы, карлуков, найманов, кереитов принимали участие в монгольских
завоевательных походах, и поэтому немало тюрок оказалось в Китае, где им
суждено было оставить свой след в истории и культуре этой страны в эпоху
монгольского владычества.
Выдвижение тюрок на главные роли в системе
монгольского господства в Китае происходит после создания империи Юань -
монгольского государства в Китае в результате распада империи, созданной
Чингисханом. В 1286 г. по приказу внука Чингисхана, монгольского императора
Китая Хубилай хана была сформирована кыпчакская гвардия, усиленная в 1291 г.
Также были сформированы части гвардии из канглы. Имеются сведения о карлукских
тысячах в составе монгольских войск на территории Китая. Тюрки сыграли
немаловажную роль в войнах Хубилай хана против враждебных ему Чингизидов, в
завоевании китайской империи Сун. В 1307 г. кыпчаки Чоангур и Яньтимур,
опираясь на кыпчакскую гвардию, возвели на трон монгольских правителей Китая
своего ставленника - хана Хайсана. Смерть Хайсана в 1311 г. ослабила позиции
тюрок при монгольском дворе, однако в 1328 г. Яньтимур, командующий кыпчакской
гвардией, обеспечил переход трона сыну Хайсана - Тугтимуру. Личная карьера Яньтимура,
достигшего высот власти и практически правящего Китаем в 1328-1333 гг.,
пожалуй, была вершиной тюркского влияния при дворе монгольских императоров
Китая. Карьера двух представителей канглы - Кама и Тинчу, возглавивших
правительство последнего монгольского правителя Китая - То- гон Тимура и
военачальника-наймана Чахань-Тимура венчает триумфальную историю тюрок во
времена монгольского владычества в Китае. Немало тюрок было среди деятелей
культуры, достигших вершин китайской учености. Это были поэты и ученые,
писатели и художники. Они внесли заметный вклад в развитие китайской и
монгольской культуры ХІІІ-ХІУ вв. События истории Китая в течение этих двух столетий трудно
оценивать, игнорируя роль тюрок. |