Регионы
Казахстана в раннем железном веке
В истории нашей страны век
железа делится на 2 периода: ранний железный век охватывает период с VIII в. до н.э. по III в. до н.э., а поздний железный век - с III в. до н.э. по VI в. н.э.
На территории Казахстана
можно отметить три региона, сильно отличавшихся между собой. Саки, уйсуны и
кангюи жили в Южном Казахстане. Здесь
они наряду со скотоводством занимались поливным земледелием. Западный Казахстан был населен
сарматами. Природные условия здесь не позволяли заниматься земледелием. В Северном, Восточном, Центральном Казахстане жили
аргиппеи, исседоны и аримаспы. Этот регион отличался крайне суровой зимой.
Исторически эти три региона
составили позднее основу для образования трех казахских жузов. На территории
Жетысу и Южного Казахстана возникает Старший
жуз, на землях Северного, Восточного и Центрального Казахстана - Средний жуз, а в Западном Казахстане
образовался Младший жуз.
Центральный
Казахстан
Огромные пространства степи
Центральной Азии, издревле населенные кочевниками, именуются Сарыарка. В трудах Геродота упоминаются аргиппеи и исседоны. На северо-западе
Сарыарки жили аргиппеи, в центре - исседоны, на востоке - аримаспы.
Памятники раннего железного
века Центрального Казахстана представлены курганными могильниками. Для этого
региона характерны так называемые курганы
с «усами». По мнению некоторых ученых они играли роль маяка в
степи и определяли стороны света.
Памятники раннего железного
века Сарыарки относятся к тасмолинской культуре (по местности Тасмола в Павлодарской области, где
впервые был раскопан курган). В них имеются два захоронения: в большом кургане
хоронили человека, в малом - лошадь. В восточном направлении отходят 2
ответвления из камней - «усов» (от 10 до 30 метров). Археолог К.А.Акишев
считает, что тасмолинская культура относится к исседонам. Курганы с «усами»
являются наиболее часто встречающимися памятниками эпохи раннего железа в
Центральном Казахстане.
Северный Казахстан
Особенностью структуры стада
было наличие крупного рогатого скота.
Древнегреческий историк Геродот
писал, что соседями савроматов были
аргиппеи, которые жили у подножья Уральских
гор. Некоторые историки считают, что аргиппеи,
сарматы, савроматы - это названия одного народа.
В 1 тысячелетии до н.э.
жители Северного Казахстана перешли от земледелия и оседлости к кочевому
образу жизни. Находимые здесь предметы искусства относятся к «звериному
стилю». Культура племен Северного Казахстана имеет много общего с культурой
сакских племен юга Казахстана.
На формирование сакской
культуры в междуречье Иртыша и Урала сильное влияние оказала тасмолинская культура. Памятники
раннего железа в Северном Казахстане составляют улыбай-тасмолинскую культуру.
Хорошо исследованы курганы Бирлик, Алыпкаш, Покровка, Бектениз,
три поселения: Карлыга, Борки и
Кеноткел.
На
правом берегу Есиля обнаружено укрепление-городище раннежелезного века – Актау.
В раннем железном веке в
Казахстане получило развитие искусство плавки и обработки цветных металлов.
Металлические изделия вывозились в Восточную Европу и на Кавказ. Они относятся
ко III-I вв. до н.э. Казахстан на 2-3 века раньше
своих соседей стал центром древней металлургии. Северный Казахстан стал
связующим регионом между металлургическими центрами Казахстана и Сибири с
Восточной Европой.
Восточный
Казахстан
По сообщению Геродота,
восточнее аргиппеев жили исседоны и дальше в горах аримаспы, «стерегущие золото».
В Восточном Казахстане
имеются грандиозные царские курганы, место наибольшего их скопления - Шиликтинская
долина, где обнаружен
51 курган. В 1960 году был исследован самый большой из них - «Золотой
курган», возведенный
в VIII-VII вв. до н.э. В Зайсанском районе Восточного
Казахстана расположено около 200 крупных курганов, 50 из них носят - «царские».
Самое древнее на земле
Казахстана царское погребение VIII
века до н.э., находится в
кургане Шиликтинском №1. Он был открыт профессором А.Т.Толеубаевым. Эта археологическая сенсация была
воспринята как третий «Золотой
человек» Казахстана. Его
захоронили одежде, украшенной 4325 пластинами из золота в виде фигурок зверей.
Самая интересная находка - пятиугольная золотая звезда с лучами из лазурита -
символ власти. В Шиликтинском кургане № 5 было обнаружено более 500 золотых
пряжек и бляшек. Ученые считают, что Шиликты, Бесшатыр, Иссык, Берель, Боралдай
были не просто местами захоронения царей, вождей, а священными местами, где
совершались массовые ритуальные обряды и молитвы.
Период V-IV вв. до н.э., эпохи раннежелезного века Восточного
Казахстана получил название берельского периода. Название
связано с Берельским могильником в Катон-Карагайском районе из 40
курганов. В Большом Берельском кургае кроме захоронения человека, найдены
останки 16 лошадей. В малых курганах Береля найдены захоронения людей в
деревянных саркофагах. Одна из особенностей берельской культуры -
большое количество глиняной посуды с суживающимся верхом.
Культура
кочевников раннего железного века
Письменных источников о древних жителях Казахстана сохранилось
крайне мало. Ученые черпают сведения в основном из археологических памятников.
Древнегреческий географ Страбон писал, что саки прямодушны и верны
договорам. У кангюев были развиты песенное и танцевальное искусство, уйсуны
достигли мастерства в изготовлении керамических сосудов. Гунны знали
письменность. Известны рельефные надписи саков на серебряных чашах.
Зимние жилища гуннов имели уникальную систему отопления: дымоход очага,
проложенный горизонтально у стены, обогревал весь дом.
Кочевники изобрели штаны,
стремена, кочевую повозку, изогнутую саблю, юрту. Историк Александра Македонского Арриан и Геродот говорят, что саки защищали себя и лошадей медными
панцирями. В городище Чирик-Рабат
обнаружены железные доспехи сакского
воина. Такие доспехи в Европе появились только в средние века.
В искусстве сарматов «звериный
стиль» сложился в VII-VI вв. до н.э.
Наряду со «звериным стилем» в Центральном Казахстане, начиная с VII-V вв. до н.э.,
получает развитие полихромный стиль. В III-V вв.
полихромный стиль достиг своего расцвета.
Великий Шелковый путь начинался в Китае и заканчивался в
Риме, проходил через территорию
Казахстана. Геродот перечисляет
племена, жившие в данных регионах, - сарматы,
исседоны, аргиппеи, аримаспы. В VI-III вв. до н.э. древние жители Казахстана
торговали с Китаем, Индией, Персией. Об этом свидетельствуют находки в погребениях
знати.
Регулярное сообщение по Великому Шелковому пути началось во II в. до н.э.
В зависимости от природных условий определялись формы ведения
хозяйства, длительность кочевок, скорость передвижения, видовой состав скота.
На юге Казахстана преобладали овцы, на западе больше верблюдов и лошадей, на
севере - много крупного рогатого скота.
Культура разных племен Казахстана очень схожа. Широкое
распространение получил обряд похорон умершего с конем. Древние кочевники
поклонялись духам предков, Синему небу (Тенгри).
Антропологический
облик древних людей
Историческая
антропология исследует
общие и особенные черты во внешнем облике людей, живших в разное время в одном
и том же регионе.
В эпоху бронзы Казахстан
населяли племена андроновской культуры, принадлежавшие к европеоидному антропологическому типу. Антрополог М.М.Герасимов
сделал реконструкцию внешнего вида андроновцев.
Саки были европеоидами,
но эти черты у них стали размываться, во внешнем облике саков больше стало
появляться монголоидных черт. Особенно
сильны монголоидные черты у саков Северного и Восточного Казахстана, у саков
Жетысу и Южного Казахстана монголоидные черты менее выражены. Внешний облик
сарматов в Западном Казахстан сходен с обликом уйсунов Жетысу. М.М.Герасимов
произвел реконструкцию облика древних жителей Жетысу. У уйсунов стали преобладать
монголоидные черты, причем у сакских женщин они были более заметны, чем у
мужчин.
В железном веке у племен,
населявших территорию Казахстана, в антропологическом облике постепенно стали
доминировать монголоидные черты. |