Культура Казахстана во второй
половине IX – начале XIII веков
Развитие городской культуры и ремесла
В X-XII вв. в
Казахстане росло число городов. Это связано с развитием связей Востока с
Западом и переходом кочевников к оседлому образу жизни. Средоточием городов
являлся Южный Казахстан в междуречье Арыси и Сырдарьи. В среднем течении Арыси
сформировался округ Кенджде с центром в городе Усбаникет, а при впадении Арыси
в Сырдарью был сформирован Фарабский округ с центром в городе Отрар.
На юго-западе Жетысу, центром которого
являлся Тараз, было 36 городов. А на северо-востоке Жетысу найдено 70 древних
городов. Более 30
гектаров занимали города Испиджаб, Отрар, Сауран. Наиболее
многочисленны города, площадь которых не достигает 10 гектаров. Площадь
городов зависела не только от численности жителей, но и от наличия общественных
сооружений.
Особенностью, присущей X-XII векам, было
распространение оседлой культуры в центральных и восточных регионах Казахстана
и увеличение числа городов.
В городах имелись кварталы гончаров,
ювелиров, кузнецов.
Новым элементом в градостроительстве X-XII веков являлось сооружение мечетей в связи с
распространением ислама. Также новым элементом можно считать восточные бани. К
баням в Отраре, Таразе проведены глиняные водопроводы. В X-XII веках в
системе архитектурных сооружений произошли значительные изменения:
формирование рабадов, увеличение площадей городов, строительство мечетей и
бань, возведение мощных оборонительных сооружений.
Шахристан – центральная часть города, обнесенная стенами. Рабад – торгово-ремесленное предместье,
внешняя часть города. Тандыр - очаг.
Суфа - глиняный помост для отдыха. В
XII веке появились ташнау - санитарно-очистительные устройства для отвода грязной воды. В
Жетысу Х-ХII вв. жилища имели центрический
план.
В IX-XII веках появились новые виды
посуды, покрытые изнутри поливной краской. Найденная в Отраре, Таразе и
Туркестане посуда из стекла относится к X веку. Стеклянная посуда изготавливалась путем
выдувания и путем отливки в форме. Гончарный круг приводили в движение при
помощи ног. Остатки кузнечных мастерских обнаружены близ Алматы и Талгара. В
захоронениях в Отраре, Таразе, Талгаре найдены серебряные и золотые браслеты,
серьги, кольца, бусы. Найдены клады со множеством ювелирных изделий, что доказывает
высокий уровень ювелирного мастерства. Ювелиры делали серьги виноградообразной
формы. В Талгаре найдены булавки и шахматные фигуры из кости.
В крупных городах найдены монеты из
золота, серебра, бронзы. В Испиджабе, Отраре и Фарабе имелись монетные дворы.
Шах Хорезма Мухаммед в 1210 и 1217-1218 годах чеканил монеты в Отраре. Серебряные монеты – дирхемы. В XI-XII веках в связи с
нехваткой серебра («серебряный кризис») дирхемы стали чеканить из меди и
покрывать тонким слоем серебра.
В X-XII вв. торговля была главным
показателем развития оседлой и городской культуры. Это было время укрепления
взаимосвязей между городами, поселениями и кочевниками. Заинтересованность во
взаимной торговле способствовала укреплению взаимоотношений между городом и кочевым
миром. Ярмарочная торговля наиболее интенсивно велась в пограничных с кочевым
миром городах.
Архитектура и строительство
Строительным материалом служили глина и
ганч (среднеазиатская разновидность гипса). С XI века стал применяться резной и шлифованный кирпич -
прообраз архитектурной терракоты
(обожженной цветной глины), применявшейся в XI-XII веках. В
прикладном искусстве на керамике, терракоте, в резьбе и росписи были
распространены изображения животных.
В X-XII веках
стали возводить крупные архитектурные сооружения в соответствии с канонами
ислама. Особое распространение получили религиозные сооружения. Мечети - исламские храмы. Уже в X в. в
городах Южного Казахстана и Жетысу были мечети. Служивший соборной мечетью
минарет Боран построен в конце X – начале XI веков. При раскопках города Куйрыктобе обнаружены остатки наиболее
ранней мечети.
Мавзолеи - монументальные надгробные сооружения. Мавзолеи Бабаджи-Хатун и Айша-Биби возведены в X-XII веках.
Они расположены в 18 км
западнее Тараза. Мавзолей Бабаджи-Хатун – памятник X-XI века,
мавзолей Айша-Биби - XI-XII века. К
памятникам Караханидского зодчества относится мавзолей Кара-хана в г. Тараз.
В ходе раскопок города Отрар были обнаружены остатки двух
восточных бань XI-XII веков.
Две бани раскопаны в Таразе. Они отапливались системой жаропроводящих
каналов, обеспечивались водой, поступающей по каналу с гор, были проведены глиняные
водопроводы. Аналогичная восточная баня действовала в г.Туркестане до 60-х
годов XX в. рядом с мавзолеем Ходжа Ахмеда Йасауи, ныне превращена в музей.
Религия
По письменным источникам, в Сырдарьинском
регионе был распространен культ барана,
связанный с зороастрийским фавном.
Культ барана был широко распространен у огузов и туркмен. У казахов
баран выступал в качестве жертвенного животного и оберега – тотема. Одной из традиций являлось
поклонение огню. В Куйрыктобе и Отраре обнаружены богато украшенные очаги
XI-XII вв. Особенно сильны были традиции древних верований в Жетысу,
где, несмотря на распространение ислама, сохранялись зороастризм, христианство
несторианского толка, буддизм.
Распространение ислама началось в период
арабских вторжений в начале VIII века.
Арабский полководец Кутейба ибн Муслим в 709 году захватил Бухару, в 714 году – Шаш. В начале X века основатель династии Караханидов Сатук Богра-хан принял ислам, а его сын Муса Богра-хан в 960 году объявил ислам государственной религией.
Арабский историк аль-Макдиси упоминал о мечетях X века в городах Южного Казахстана и Жетысу. Раскопаны
остатки мечетей в Куйрыктобе, Баласагуне, Таразе, Отраре. Мечети стали строить
не только в городах, но и на зимовках и в кентах. В 4-5 км. южнее Отрара близ
зимовки Байылдыр найдены остатки мечети Жума. Укрепление позиций ислама можно
проследить и по погребальным обрядам.
Во второй половине XII века среди представителей знати кипчаков и простого
кипчакского населения близ Хорезма началось широкое распространение исламской
религии. Укрепление ислама оказало благотворное влияние на развитие различных
отраслей науки.
Развитие науки и литературы
Развитие устного народного творчества в
VII-IX вв. открыло путь к развитию письменной литературы с X века. Значительную
роль в развитии письменной литературы сыграла исламская религия. С X века, в связи
с распространением ислама, литературные и научные произведения стали писать на
арабском языке.
В X-XII веках у тюркоязычных народов
появились значительные научные труды и литературные произведения, что было
шагом вперед в развитии духовной культуры.
Первым из ученых Востока, ставших
известными всему миру, был Абу Насыр аль-Фараби, писавший
труды арабским письмом. Аль-Фараби
(870-950 гг.) родился в городе Весидж в округе Фараб, получил образование на кыпчакском
языке. Он был ученым-философом, музыкантом, математиком с прогрессивным научным
мировоззрением. Аль-Фараби был назван «вторым учителем» после
Аристотеля. Логика, медицина, космология, анатомия, философия, юриспруденция,
математика - круг его научных интересов.
Абу
Райхан аль-Бируни (973-1050 гг.) - ученый-энциклопедист,
автор свыше 150 научных трудов по истории, математике, географии, астрономии,
медицине. Его научные труды «Канон Масуда об астрономии и звездах», «Памятник
прошлых поколений», «Благородные камни» не утратили научной ценности. Он
впервые высказал мысль о движении Земли вокруг Солнца. Бируни за 500 лет до открытия Коперника научно
доказал геоцентрическую систему мира и за 600 лет до Галилея и Ньютона - закон
всемирного тяготения.
Махмуд
Кашгари
(1030-1090 гг.) написал труд «Диуани
лугат ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий»), состоящий из 3 книг. А.Н.Кононов писал, что Махмуд Кашгари
преследовал цель прославить на весь мир тюркский язык и доказать, что он
ничем не ниже арабского. Тюрколог Н.А.Баскаков утверждал, что Махмуд
Кашгари в сравнительном изучении тюркских языков был первопроходцем среди
исследователей. В труде содержится много сведений о топонимах, истории,
этнографии, устном народном творчестве тюрков. Данный труд является единственным
в своем роде богатым фактическим материалом о жизни тюрков XI века.
Юсуф Баласагуни (1021-1075 гг.) известен своим трудом «Кутадгу
билик» («Благодатное
знание»). Это один из первых научных трудов, написанный на тюркском
языке. В книге имеется много сведений об истории и общественно-политической
жизни, обычаях и традициях, а также религиозных верованиях тюркоязычных
народов, встречается много образцов легенд, пословиц, поговорок и риторики
(красноречия). «Кутадгу билик» - это научный труд, отображающий общественную
жизнь тюркоязычных народов XI века. Ученый
начал писать свою книгу в Баласагуне и закончил в Кашгаре, подарил ее кагану
Сулейману Арслану. За создание этого труда каган присвоил ему титул «главный
везир».
Видный поэт эпохи Караханидов Ахмед Иугнеки (из города Иугнек близ Туркестана) был
прозван «поэтом поэтов, предводителем мудрецов». До нас дошла его книга «Дар
истины». Дастан (поэма) написан на тюркском языке.
Ходжа Ахмед Йасауи (1103-1167 гг.) родился в городе Сайрам. Он был
проповедником исламской религии в Казахстане. Учитель Йасауи – святой Арыстан-Баб. Сборник стихов «Диуан-и-хикмет» («Книга о
премудрости») написан на тюркском языке арабским алфавитом. Автор
проповедует любовь к Всевышнему, смирение и аскетизм, призывает людей быть
честными, дружными, относиться друг к другу с любовью и терпением. Одним из
великих поэтов является Сулеймен
Бакыргани - ученик Ахмеда Йасауи, известный в народе как Хаким-ата. |