Государственно-административное
устройство Белой Орды, Могулистана, ханства Абулхаира, Ногайской Орды
Социальная структура была основана на
феодальных отношениях. Представителями верховной власти являлись ханы, султаны,
огланы – чингизиды (потомки Чингисхана). На второй ступени находились вожди
родов и племен - эмиры, беки, бии и баи.
Во главе государства стоял великий хан. Власть передавалась от отца к
сыну. Государственные дела решались на ханском совете, в состав которого
входили улусбеки, эмиры, беки, бии. Советниками хана являлись везиры. Верховным органом ханской
власти был курултай. Он созывался
раз в год в летнее время.
В Белой Орде, ханстве Абулхаира и Могулистане
предводителей племен именовали эмирами,
в Ногайской Орде - мурзами. Титул «бек» присваивался военачальникам и
высшим государственным чиновникам. Например: улусбек, туменбек, мынбек. Титул
бия присваивался народным судьям. Монгольский титул «нойон» присваивался представителям богатой знати. Титулы «бахадур» или «батыр» также носили видные военачальники. Простонародье называли «карача» (чернь, простолюдины).
В Ногайской Орде власть находилась в руках биев, а во всех остальных государствах
ханская власть передавалась по наследству. Однако знать, беки и эмиры имели
право избрать ханом любого члена династии. В государственных делах важнейшую
роль играли улусбеки в
решении вопросов возведения на ханский трон, командования армией, установления
дипломатических отношений с соседними государствами. К высшим должностным лицам
относились атабеки и кокилташи - воспитатели наследников хана. В
Могульском ханстве наибы были советниками
несовершеннолетних ханов. Жасаулы следили за порядком и исполнением обычаев и традиций на тоях,
свадьбах и празднествах. Они контролировали, чтобы каждый в ханском дворце
занимал место в соответствии с общественным положением. Руководитель дворцовой
службы носил титул ишик ага басы, а ханские советники - титул инак. Лица, организующие ханскую охоту,
назывались миршикарами. Даруги – правители, ханские
наместники в городе, местности, они осуществляли сбор налогов и контроль за
порядком.
В Монгольской империи использовался свод
законов «Ясы». Однако эти законы,
созданные применительно к кочевому скотоводству, были непригодны для народов,
живших оседло, и поэтому постепенно вышли из употребления.
После монгольского нашествия земли Казахстана
вошли в состав Монгольской империи. Завоеванные земли с населением Чингисхан
разделил между сыновьями, они назывались «инджу», что означало
«приданое». Земли для инджу
ханов Золотой Орды находились в Поволжье, Чагатайского государства - в долинах
рек Чу и Талас.
С образованием Монгольской империи дети
Чингисхана на полученных удельных землях создали улусы, носящие их имена.
Внутри этих улусов появились более мелкие владения, со временем они
превращались в отдельные улусы. Понятие «улус» использовалось для обозначения
государства, страны, но чаще для обозначения племени, господствовавшего в
улусе.
Существовало четыре вида собственности на
землю: 1) государственные земли (принадлежавшие непосредственно ханам); 2)
земли инджу потомков Чингисхана; 3) вакуфные земли (мечетей и служителей);
4) земли, передававшиеся ханами в наследственную собственность. Существовали и
такие виды собственности на землю, как «икта»
и «союргаль». Их раздавали за
службу, они не передавались по наследству.
Налоги и трудовые повинности иногда заменяли
налогом тагар для
снабжения войск продовольствием. В зависимости от величины земельного надела
собирали налог калан. Кочевники
платили зякет со
скота в пользу хана и султанов. А оседло-земледельческое и городское население
платло харадж, баж. Налог капшуыр взимался с
кочевых скотоводов в размере одного процента поголовья скота. Эти виды налогов
появились после нашествия монголов и в XIII-XIV веках распространились на все завоеванные монголами
государства. Рядовые скотоводы полукочевых районов, имеющие незначительное
поголовье скота, платили дань в виде согыма
(мясо на убой). Простолюдины обязаны были нести воинскую повинность со своими
конями, оружием.