Культура Казахстана в XIV-XV веках
Развитие культуры Казахстана в XIV-первой половины XV
веков
В XIV-XV веках в хозяйстве казахских ханств преобладало
скотоводство, поэтому материальные блага создавались преимущественно с
использованием животноводческого сырья.
Производством деталей деревянного каркаса
юрты занимались мастера - уйши. По сведениям письменных источников XIII века, существовали также и передвижные жилища - куйме, поставленные на повозки.
Зимой мужчины носили головные уборы – тымаки,
летом - калпаки из тонкой белой кошмы. Основной едой скотоводов были мясо,
молоко, масло, кумыс, шубат (напиток из верблюжьего молока). В.Рубрук
писал, как кыпчаки предложили ему кислый молочный напиток айран.
В XIV-XV веках основные произведения устной литературы передавались
из поколения в поколение, они явились основой фольклора. Легенды и мифы «Сказание о Солнце», «Полярная звезда
и Большая медведица» рассказывали о появлении первых людей и животных, о
возникновении гор, рек и озер.
Наиболее распространенным жанром устной
литературы были сказки. «Куламерген -
Жоямерген», «Батыр Желим, вышедший из-под земли», «Ер Тостик», «Кендебай с
саврасым конем» - сказки воспитательного характера.
С VI-VIII веков берут начало эпические сказания о батырах. Эпическая
поэма о Кобланды-батыре повествует о совместной борьбе кыпчаков и кыятов
против кызылбашей и калмыков. После распада Золотой Орды появились
эпические произведения, в которых главными героями были батыры, защищавшие родную
землю от врагов: Ер-Таргын, Орак, Мамай, Ер-Косай.
В XIII-XV веках легендарными стали жырау (сказители эпоса) Кетбуга, Котан, Сыпыра-жырау, Асан-Кайгы.
Сохранились слова песни Кетбуги к Чингисхану, о гибели его сына Джучи, а также
слова песни-плача по поводу гибели сына акына Котана - Акжола.
В XIV-XV веках стала развиваться письменная литература.
Большинство из ее произведений было написано на кыпчакском языке. Среди них «Кодекс Куманикус» и «Огузнаме». «Кодекс Куманикус» использовался как
словарь кыпчакского языка для европейцев в Золотой Орде. В этот период
были известны поэмы «Мухаббатнаме» узбекского поэта Хорезми, «Хосров и Ширин»
кыпчака Кутба, «Жусуп-Злиха» Дурбека
- произведения о любви, пронизанные мечтой о справедливом
обществе.
Свадебные песни той-бастар, жар-жар, беташар,
похоронные причитания - жоктау, песни-утешения - естирту, конил айту и жубату
были частью повседневной жизни и произведениями искусства. Сохранились
инструментальные произведения, передающие настроение человека, - кюи
«Ескендир», «Камбар-батыр», «Шора-батыр». Кюи-легенды «Поход Жошы хана», «Аксак кулан» («Хромой кулан»), «Ел
айырылган» («Разъединение народа»), «Сагыныш» («Тоска») и другие были созданы
еще в эпоху Золотой Орды.
Хотя в Казахстане ислам начал распространяться
с VIII века, до XII века он еще не был господствующей религией - такое мнение
высказывал Шокан Валиханов в статье
«Исламская религия». Однако Утемис Хаджи
в книге «Шынгыснаме» (середина XIII века)
писал: «Когда вилайет Дешта подчинился Берке-хану, то большую часть неверных он
обратил в ислам...».
Ислам распространялся в XIV
веке при Узбек хане (1312-1340 гг.) и могульском хане Тоглук-Тимуре. Исламская религия
в XIV веке была принята среди большинства населения Казахстана.
Эта религия суфистского (мистического) толка и многие ее каноны и обряды были
близки верованиям шаманства, распространенным среди тюрков.
В XIV-XV веках ислам и шаманизм сосуществовали. Казахи
наряду с исламом почитали верховное божество Тенгри (Небо). Сохранился элемент шаманства – культ поклонения
огню. Обычай жертвоприношения по случаю засухи - тасаттык. Чтобы оберечь от
сглаза, использовали бойтумары
(обереги), которые вешали на шею. Бойтумары изготавливали из зубов, перьев
священных зверей и птиц (волков, филинов).
- Передвижное жилище на повозке
- Из верблюжьего молока изготавливали целебный напиток
- О том, что кыпчаки готовят айран писал
- Наиболее распространенным жанром устной народной литературы был (и)
- Эпическо-этническая поэма о Кобланды-батыре рассказывала о борьбе
- На территории Казахстана в XIV-
XV вв. устное народное творчество и литература развивались на
- На территории Казахстана устное народное творчество и
литература развивались на кыпчакском языке в
- Словарем кыпчакского языка являлся
- «Кодекс куманикус»
предназначался для
- Памятником кыпчакского языка является
- «Кодекс куманикус» является памятником фольклора
- Произведение «Жусуп-Злиха» воспевает
- Кюй «Аксак кулан» был создан еще в эпоху
- На территории Казахстана в XIV-XV вв. основная часть населения наряду с исламом почитали и
верховное божество
- Представитель казахской
устной поэзии
- От сглаза оберегали
- В XIV-XV вв в Казахстане
сосуществовали
Архитектура Казахстана в XIV-XV веках
Архитектура достигла расцвета в X-XII вв. в период существования государства Караханидов. К
этому времени относятся сохранившиеся близ Тараза мавзолеи Айша-Биби и
Бабаджа-Хатун. Однако монгольское нашествие в XIII
веке нанесло значительный ущерб развитию архитектуры.
Лишь во второй половине XIII-начале XIV веков стали вновь
возводиться архитектурные сооружения. Среди них мавзолеи Арыстан-Баба, Ходжа
Ахмеда Йасауи, Кок-Кесене, Алаша хана, Дауитбека, Тектурмаса.
Мавзолей Арыстан-Баб в 3 км. от Отрара на берегу Сырдарьи. По легенде, Арыстан-Баб жил в VII-VIII вв. и был духовным
наставником Ходжа Ахмеда Йасауи. Мавзолей
был выстроен заново в XIV веке по приказу Тимура.
Архитектурным шедевром конца XIV-начала XV веков является мавзолей Ходжа Ахмеда Йасауи, возведенный
по приказу эмира Тимура над могилой древнетюркского проповедника ислама,
жившего в XII веке. Мавзолейный комплекс находится в центре города
Туркестан.
Построить комплекс эмир Тимур распорядился в
1397 году. Главной целью являлось намерение, используя авторитет Ахмеда
Йасауи, привлечь верующих на свою сторону для укрепления власти в Туркестане.
Однокупольный мавзолей Кок-Кесене близ Сыгнака
ныне находится на грани исчезновения.
Одним из наиболее значительных памятников
зодчества X-XI веков
(достроен в XIV-XV веках), является мавзолей Алаша хана на берегу реки
Каракенгир в Центральном Казахстане. Его своеобразие в том, что он возведен по
строительным традициям степного зодчества.
Сильно разрушен мавзолей Рабиги Султан Бегим
XV века в Туркестане, в 60 метрах восточнее
мавзолея Ахмеда Йасауи. Рабига Султан Бегим - дочь Улугбека, сына эмира Тимура,
умерла в 1485 году.
В
Отраре стали возводить мечети с двойной и тройной купольной оболочкой. Система
купольных перекрытий была основана на конструкциях в форме паруса. На месте
города Отрар были найдены остатки мечетей и бань, построенных из сырцового и
обожженного кирпича. Первые бани в Отраре были построены в X-XII веках.
Майолика
– цветная керамика.
- Архитектура достигла расцвета в
- Мавзолей Арыстан-Баба расположен возле города
- Арыстан-Баб жил в
- Фундаментальным архитектурным сооружением XIV-XV вв. на территории Казахстана
является мавзолей
- Наиболее ярким архитектурным сооружением XIV-XV вв. на территории Казахстана
является мавзолей
- Мавзолей Ахмеда Йасауи является архитектурным шедевром
- Мавзолей Ходжи Ахмеда Йасауи находится в
- Мавзолей Ахмеда Йасауи был построен по приказу
- Чтобы подчеркнуть духовное единство народов, исповедующих
ислам и дать представление о мощи своей империи Эмир Тимур, приказал построить
- Чтобы привлечь исповедующих ислам на свою сторону Эмир
Тимур, приказал построить мавзолей
- Мавзолей Кок-Кесене находится у
- Мавзолей Алаша хана является архитектурным памятником
- Мавзолей Алаш-хана расположенный в Центральном Казахстане,
относится к архитектурному памятнику
- Памятник зодчества X-XI вв. мавзолей Алаш хана расположен в
- Своеобразие мавзолея Алаша хана в том, что он построен по
традициям
- В соответствии с традициями степного зодчества построен
мавзолей
- Возле мавзолея Ясави находилась(-лся)
- Художественная керамика из цветной глины, покрытая
непрозрачной глазурью
|