Система правления
Казахского ханства в XVI-XVII веках
В Казахском ханстве была сформирована система
управления, основанная на родоплеменных традициях из семи ступеней.
1. Аул - первая общественная ячейка, состоял из родственников или
нескольких семей. Глава аула - аулбасы. Они должны были справедливо решать конфликты, следить за
своевременной уплатой налогов, исполнением распоряжений и приказов властей.
2. Ата аймак (отцовский край) - несколько аулов,
объединенных родственными связями до седьмого поколения. Управлял аксакал.
3.
Род – 10-15 аймаков. Руководил рубасы.
4.
Арыс - несколько родов, управлял бий.
5. Улус - несколько арысов. Правитель улуса
- султан.
6. Жуз состоял из нескольких улусов.
Правитель жуза – хан.
7. Ханство состояло из трех жузов. Повелителем
ханства являлся великий хан.
Важнейшие вопросы решались на
созывавшихся курултаях, в
которых участвовали самые знатные и уважаемые люди.
В XV-XVI веках племенные объединения составили основу казахских
жузов. В состав Старшего жуза вошли
племена: жалаиры, албаны, суаны, дулаты, сарыуйсуны, сиргели, ысты, ошакты,
шапрашты, шанышкылы, канлы. В Средний
жуз - аргыны, найманы, уаки, кереи, кыпчаки, конраты. В Младший жуз -12 племен родового
объединения байулы (адай, алшыны, жаппасы, алаша, байбакты, бериш, маскар, таз,
есентемир, ысык, кызылкурт, шеркеш); 7 племен объединения жетиру (табын, тама,
кердери, кереи, жагалбайлы, телеу, рамадан); 6 племен родового объединения
алимулы (каракесек, карасакал, торткара, кете, шомекей, шекти).
Ханская власть не всегда
передавалась по наследству, хан избирался султанами из числа султанов. На
выборы хана приглашались знатные представители всех родов. Главы родов
(рубасы) сажали избранного ханом на белую кошму. Собравшиеся делили между
собой весь скот хана, эта традиция называлась «ханталапай» («ханская дележка»). Хан отныне имел право жить
за счет народа. На ханский титул имели право претендовать только потомки
Чингисхана.
В каждом из трех жузов
избирался хан. Между владениями не было четких границ. Военные отряды хана,
которые пасли его скот и помогали в хозяйстве – толенгиты (толенгуты).
Регулярного войска не было,
собирали родоплеменные народные ополчения. Ими командовали хан, батыры и
бии. Казахские ханы устанавливали места и маршруты сезонных кочевий. В случае
военной угрозы роды, не дожидаясь распоряжений хана, сами меняли места зимовок
и жайляу. В мирное время перекочевка без согласия хана не разрешалась.
Нарушители платили штраф. Правящие родами бии и батыры были ответственными перед
ханом.
В XVI-XVII веках социальный состав представлял собой классовую
структуру феодального общества. Казахское ханство делилось на два класса -
класс феодалов (белая кость) и класс
крестьян - шаруа (черная кость). Считалось,
что представители белой кости не относятся ни к одному племени. Класс феодалов
состоял из потомков Чингисхана, родовой и племенной знати, ханов и султанов. К ним
примыкали представители патриархально-феодальной знати - эмиры или беки, баи, батыры.
Высшая иерархия мусульманских религиозных служителей - ишаны, имамы, хаджи - тоже принадлежали к
господствующему классу и пользовались привилегиями, владели земельной
собственностью (вакуф). Независимо
от сословия, лиц, обладающих богатством, называли бай. Рядовые скотоводы (шаруа)
и земледельцы были обязаны ежегодно отдавать ханам и султанам двадцатую часть
своего имущества в виде скота, продуктов питания, обеспечивать войска
снаряжением и продовольствием. Земледельцы и ремесленники
платили налоги ушур, бадж, харадж, тагар. Одной из форм классовой борьбы народных масс были откочевки.