Оседлая и полукочевая
культура в VI-IX веках
Взаимодействие полукочевой и
оседлой культур
Некоторые постоянные зимовки вдоль
караванных путей со временем разрастались в города. Археологические
исследования показывают, что в VI-IX веках на юге Казахстана и в юго-западных районах
Жетысу была развита городская культура. Китайские летописи начала VII века свидетельствуют о существовании города Испиджаб, в VI веке, по сведениям Махмуда Кашгари, он носил
название Сайрам. Центрами оседлой
культуры на юге Казахстана являлись города Отрар,
Туркестан, Сауран, Сыгнак. В Жетысу - города Талхир (Талгар), Алмалы, Койлык.
Крупным торговым городом Чуйской долины был Суяб. В Испиджабе обнаружены караван-сараи со специальными
помещениями для торговли тканями - тимы.
В VI-IX вв. обедневшие скотоводы
переходили к оседлому образу жизни, становились жителями городов. Основное
население Семиречья в VI - первой половине IX вв. составляли тюрки.
Аль-Идриси пишет о городах X-XI вв., расположенных на Алаколе и по Иртышу,
принадлежавших кимакам.
Города были обнесены глинобитными
стенами. Город обычно состоял из трех частей. В центре жили представители
знати, богатые купцы, их дома огораживались стенами. В предместье, окружавшем
центр города, жили мелкие торговцы и ремесленники. Третья часть города окружала
вторую. Здесь жили земледельцы, бедняки.
Тюрки продолжали улучшать юрту, даже
осевшие тюрки ставили юрты у своих постоянных жилищ. Жилища на зимовках
строились из камня, дерева, камыша, глиняного кирпича.
О богатстве материальной культуры
свидетельствуют вещи, найденные в погребениях археологами. Особое внимание
уделяли изготовлению кисе (ремень), на него навешивались оружие, фитиль,
кремень и др.
Тюрки были знакомы с процессом плавки
металлов еще с V века. В городах
Таласской долины изготавливали изделия из серебра и меди. Семиречье в
VIII-IХ вв. являлось
одним из основных
центров производства изделий из серебра.
В развитии международной торговли большую
роль сыграл Великий Шелковый путь, его северная ветвь шла через юг Казахстана и
Жетысу.
Архитектура и искусство (VI-IX
вв.)
В Жамбылской области сохранился фундамент
незаконченного сооружения Акыртас VII-VIII веков.
Академик К.М.Байпаков считает, что он был сооружен в эпоху Карлукского
каганата, в 766-893 годы. Сооружение Билеули
находится на границе Казахстана и Каракалпакией.
Вдоль караванных путей и кочевий хорошо сохранились купольные полуподземные
сооружения над колодцами в виде юрты – сардоба. Наиболее
известны две сардобы: однокупольная Мырзарабат и многокупольная Якка.
Памятники в стиле дын - разновидность зодчества доисламского периода. Эти строения на месте
захоронения напоминали юрту из камня. Они возводились в VIII веке в период Кимакского и Карлукского каганатов,
сохранились в Центральном Казахстане, Жетысу, Тарбагатае, Мангистау.
На месте городов Акбешим и Суяб найдены
остатки буддийских храмов VII-VIII веков.
Мечети стали строиться со второй
половины IX века. Остатки мечети обнаружены на кургане Баба-Ата в Южно-Казахстанской
области.
Наскальные изображения (петроглифы) древних тюрков делятся на
две группы: первая - сцены с изображениями всадников, облавных охот на зверей,
перекочевок и поединков; вторая - изображения диких зверей.
В древнетюркских письменах каменные
скульптуры называли «балбал», а в орхонской письменности
- «балбык». Балбалы
часто встречаются в Центральном Казахстане и Жетысу, устанавливались на месте
захоронения знатных людей.
Были распространены искусство терракоты (производство керамики из обожженной
цветной глины. Характерной
особенностью является то, что на крышках оссуариев
(сосудов из глины или камня, в которых хранятся кости умерших) ручки делались
в виде человеческих голов.
Тюрки использовали в искусстве достижения
оседлой культуры Средней Азии, переняли у согдийцев растениевидные орнаменты.
Духовная культура тюрков
Древнетюркский алфавит состоял из 35 букв и был создан на основе
родоплеменных тамг. Древнетюркская письменность была рунической. Последние находки в сакских курганах доказывают
тюркоязычность саков. Тюркская письменность появилась в середине первого
тысячелетия до нашей эры. Тюркские посланники доставили в Византию
послание, написанное «скифским письмом». Много памятников древнетюркской
письменности найдено на берегах рек Талас,
Или, Сырдарья, Иртыш. Она получила название «Таласская письменность». В VIII-IX вв. древнетюркская письменность
становится достоянием всего народа. Однако распространение ислама и арабской
письменности сузило сферу применения тюркского письма. Наряду с тюркской широко
употреблялась и согдийская письменность, это также вытесняло тюркскую.
Найдено более 200 устных литературных
памятников на древнетюркском языке. С развитием письменности в VIII веке у тюрков появилась письменная литература. Основные
древние памятники тюркской письменной литературы - письмена «Культегин»
и «Тоньюкок». Это исторические дастаны (поэмы). Они были
созданы в период Тюркского каганата и содержат описание исторических
событий.
К литературе VIII-IX веков
относятся «Книга моего деда
Коркыт-Ата» и поэма «Огузнаме».
«Книга моего деда Коркыт-Ата» состоит из 12 эпосов и посвящена
легендарному акыну и кобызисту Коркыту. Мавзолей Коркыта находится в Кызылординской области.
Книга содержит слова назидания воспитательного, морально-нравственного
характера.
Поэму «Огузнаме» первым записал в XIII веке персидский историк Рашид ад-Дин, а в
XVII веке полностью записал хан Абулгазы. Основная идея произведения – призыв к
единству во имя защиты родины.
Главным объектом верований было
поклонение огню. Умершего сжигали с вещами и конем. Поклонялись и силам
природы. Из памятника «Культегин» видно, что тюрки почитали Небо – Тенгри,
женское божество Умай ана – покровительницу очага. Тюрки
также поклонялись Кок бори (Волку).
Из шерсти, когтей, глаз волка делали талисманы (обереги) – тумары.
По Шелковому пути из Индии через Среднюю
Азию и Восточный Туркестан с середины I в. до н.э. начал распространяться буддизм.
В раннем средневековье роль основных
миссионеров буддизма взяли на себя согдийцы.
Начиная с VIII века стал распространяться ислам. Его основными
центрами стали Сайрам (Испиджаб), Тараз, Отрар, Туркестан. |