Народное образование
Созданный в 1868 г. Туркестанский статистический комитет, Семипалатинский областной статкомитет, организованный в 1878 г., распространяли научные знания, знакомили с основами грамотности. В работе Семипалатинского областного статистического комитета участвовал Абай. В 1883 г. открыта первая общественная библиотека в Семипалатинске.
В исследование Казахстана, организацию публикаций научных исследований большой вклад внесло Русское географическое общество, его Туркестанский и Западно-Сибирский отделы, а также открытый позднее Семипалатинский подотдел.
Необходимость в подготовке переводчиков для системы управления, нехватка служащих для нужд хозяйственной и чиновничьей администрации требовали увеличения числа русско-казахских школ. Русско-казахские школы, открытые в 1861 г. в Троицке, в крепости Оренбург возле Тургая, в форте Казалинска привлекали к учебе казахскую молодежь.
«Временные положения» об управлении областями дали казахам право на добровольный сбор средств для открытия школ. Для открытия при мечетях мектебов необходимо было получить особое разрешение от уездного правления. Казахским шаруа за небольшую плату было разрешено отдавать своих детей на учебу в школы в казачьих станицах и в русских деревнях. Правительство пыталось ограничить получение детьми образования в мектебах и медресе. Это было проявлением борьбы против распространения исламской религии в Казахстане и Средней Азии.
«Меры по борьбе с мусульманством в восточной части России» Оренбургского губернатора Крыжановского (1867 г.) являются примером административного давления по ограничению числа исламских школ.
Первая казахская учительская школа открылась в 1883 г. в городе Орске Оренбургской губернии. Это было ускорено назначением Ыбырая Алтынсарыулы инспектором школ Тургайской области.
Система просвещения. В конце XIX столетия в Казахстане сложилась следующая система просвещения. Начальные учебные заведения: приходские школы, прогимназии, русско-казахские, аульные школы. Средние учебные заведения: реальные училища, женские и мужские гимназии, учительские семинарии. Учебные заведения со специальной подготовкой: казахские учительские школы, сельскохозяйственные, ремесленные, фельдшерские школы, Гурьевская школа мореплавания. Открытые в 1872 г. в Омске и в 1879 г. в Ташкенте учительские институты были отнесены к средним учебным заведениям. При мечетях работали мектебы и медресе.
Под предлогом борьбы с пантюркизмом и панисламизмом генерал-губернаторы оказывали давление на преподавателей исламских учебных заведений. В 1870 г. преподавание русского языка в мектебах было признано обязательным.
Развитие цветной металлургии, нефтедобычи, производства угля ставили на повестку дня вопрос о подготовке инженерно-технических специалистов. Однако в Казахстане не было ни одного специального технического заведения по их обучению.
В конце XIX в. государство тратило на просвещение на душу населения в Тургайской обл. – 19,5 коп., Уральской – 16,2 коп., Акмолинской – 11,3 коп., Семиреченской – 5,5 коп. Препятствиями делу народного образования были: скудость средств, нехватка профессиональных учителей, низкая оплата из труда, нехватка учебных пособий, книг.
Положение мусульманского просвещения в Казахстане
Концепция о двухпроцентной грамотности казахского народа учитывала лишь получивших образование в русских школах, сознательно упускала из виду обучавшихся в мусульманских школах.
Царские чиновники негативно оценивали возможности мусульманских школ в распространении грамотности среди кочевого населения. Целью правительства явилось открытие русско-казахских школ, призванных решить следующие задачи: удовлетворение потребности населения в начальном образовании; подготовка грамотных специалистов для освоения природных ресурсов края; подготовка людей для работы в волостных, уездных и областных административных учреждениях. Царизм добивался не только просвещения, но и одновременно обрусения кочевников.
Практически в каждом ауле при мечети существовала религиозная школа. Мектебы (начальная) и медресе (высшая школа) до реформ 1867-1868 гг. функционировали без ограничений.
Деятельность религиозных школ была определена правительственным решением 1870 г. «Об особых правилах относительно инородцев-христиан и татар-магометан». Открытие религиозных школ санкционировалось генерал-губернатором области. Учредители школы обращались с просьбой к уездному начальнику, тот – к военному губернатору.
Молодые воспитаники медресе Бухары и Ташкента, возвращаясь, вступали на должность муллы, иногда прибавляли в старую программу новые предметы - метафизику, мусульманские законы, иногда физику. Главное назначение религиозных учебных заведений заключалось в воспитании у учащихся высоких нравственных качеств.
Правительство зорко следило за преподавательским составом мектебов и медресе, усматривая в них рассадник «пантюркизма и панисламизма». Официальная политика нетерпимости к педагогической деятельности мулл сводилась к придирчивому инспектированию. Главное, что привлекало внимание чиновников - это преподавание русского языка и наличие у мулл свидетельств на право ведения учебных занятий. Мектебы и медресе, не наладившие преподавание русского языка, распоряжениями военных губернаторов закрывались.
Просветительские общества принимали активное участие в развитии просвещения, однако царская администрация была против подобных обществ, поскольку в них объединялась национальная интеллигенция. Тургайский областной губернатор не дал согласия на деятельность просветительского общества «Джамагияти Магариф». В Петропавловске функционировала мусульманская библиотека за счет городской Думы, позже это положение было отменено.
Революция 1905-1907 гг. в России вынудила правительство пойти на уступки в расширении сети просветительских мусульманских учреждений. После манифеста 17 октября 1905 г. в Казахстане стали открываться бесплатные библиотеки.
Казахская молодежь получала образование в Оренбургском учительском институте, в учебных заведениях Омска, в Казанском, Томском, Петербургском университетах. В 1896 г. от Тургайской области в учебных заведениях России обучалось до 50-ти стипендиатов; стипендиатом от Семипалатинской области в Петербургском университете стал Жакуп Акбаев, - один из первых юристов из казахов. Столичное Михайловское артиллерийское училище окончил сын Абая Абдрахман; получил образование в Военно-медицинской академии С.Асфендияров.
По переписи 1897 г. число образованных казахов составляло 49000 при общей численности 4-5 млн. человек, т.е. 10%.
- Концепция о двухпроцентной грамотности казахского народа в конце ХIX в. учитывала лишь грамотных лиц получивших образование в
- До административно-территориальной реформы 1867-1868 гг. мектебы и медресе функционировали
- Правительственное решение от 26 марта 1870 г. «Об особых правилах относительно инородцев-христиан и татар-магометан» внесла изменения в деятельности
- В конце XIX в. в Казахстане открытие конфессиональных школ, в частности мектебов и медресе санкционировалось
- В конце XIX в. правительство следило за преподавательским составом мектебов и медресе, усматривая в них рассадник
- В конце XIX в. правительство видело рассадник «пантюркизма и панисламизма» в преподавательском составе
- В конце XIX в. при инспектировании религиозных школ (мектебов и медресе) внимание чиновников уделялось, прежде всего на
- В конце XIX в., прежде всего на преподавание русского языка уделялось внимание чиновников при инспектировании
- В конце XIX в. распоряжениями военных губернаторов закрывались мектебы и медресе, где не было налажено преподавание
- В конце XIX в. мектебы и медресе, где не было налажено преподавание русского языка, закрывались распоряжениями
- В 1896 г. в различных учебных заведениях России обучались 50 казахских стипендиатов только от
- В начале XX в. пойти на уступки в расширении сети просветительских, в том числе и мусульманских учреждений в Казахстане правительство вынудила
- В конце XIX века был открыт подотдел Русского географического общества в городе
- Год открытия в Семипалатинске общественной библиотеки
- В 1883г. в Казахстане была открыта первая общественная библиотека в
- В Семипалатинске был открыт Областной статистический комитет в
- Одним из центров научных исследований Казахстана во второй половине XIX века считался город
- В 1883 году была открыта первая казахская учительская школа в городе
- Первая казахская учительская школа открылась в 1883 г. в городе Орске
- Первая казахская учительская школа открылась в Орске
- В XIX веке школа по обучению мореплаванию была открыта в
- В конце XIX века от 5,5 до 19,5 копеек на душу населения в Казахстане правительство тратило на
- Во второй половине XIX в. согласно «Временным положениям» для развития просвещения казахам было дано право
- Преподавание русского языка в мектебах при мечетях в Казахстане было признано обязательным в марте
- Для открытия при мечетях мектебов представителям мусульманского духовенства необходимо было получить от
- Представителям мусульманского духовенства необходимо было получить особое разрешение от уездного правления для открытия
- Для борьбы с распространением исламской религии в Казахстане правительством были наложены ограничения на получение образования в
- Ограничения, наложенные правительством на получение образования в мектебах и медресе в Казахстане было проявлением борьбы с
- Специальным «Положением» от 26 марта 1870 г. было признано обязательным преподавание русского языка в
- Проявлением административного давления и ограничения исламских школ в XIX веке является документ
- Примером давления на исламские школы являются «Меры по борьбе с мусульманством в восточной части России» 1867 г. принятый
- Автор программы «Меры по борьбе с мусульманством в восточной части России», оренбургский губернатор
|