Идеология и национальная
политика КПСС
Идеологическое
обоснование политики слияния наций
К середине 80-х годов СССР превратился в
гигантскую империю с огромной военной мощью, но с замедляющимися темпами
экономического развития и невысокой социальной обеспеченностью населения.
Руководство СССР пыталось ликвидировать
государственность народов, входивших в его состав, заставить говорить их только
русском языке. Ассимиляция народов и народностей СССР стала одним из
приоритетов идеологии периода застоя. Если сталинская администрация
использовала метод тотального уничтожения народов, то хрущевско-брежневский
аппарат решил сформировать на 1/6 суши «исторически новую общность людей -
советский народ».
Теоретическую основу этих действий
составляли марксистские теории об «исчезновении государств», «слиянии наций»
при коммунизме. По национальному вопросу провозглашались тезисы о «полном и
основательном решении национального вопроса», о «вечной дружбе народов», о
«сближении и слиянии наций и народностей». В 60-е годы КПСС, опираясь на силовые
министерства, проводила каровую политику, ущемляющую интересы народов
СССР.
Противодействие
национальной интеллигенции
В 60-х годах казахская молодежь,
обучавшаяся в Москве, создала неофициальную организацию «Жас тулпар». Идейным вдохновителем и главным организатором был Мурат
Ауэзов, ему помогали А.Кадыржанов, Б.Тайжанов.
Последователи этого общества, возникшего
вокруг ансамбля «Жас тулпар» и объединявшего около 800 студентов, появились в
Ленинграде, Киеве, Алма-Ате, Одессе, Риге, Павлодаре, Целинограде (Акмоле),
Чимкенте. В Караганде это общество называлось «Жас казак», в Семипалатинске -
«Тайшубар».
Молодежь организовывала концерты, лекции,
экспедиции, пыталась разбудить национальное самосознание масс, делала
руководящим органам предложения, касающиеся национальных отношений.
Организация была ликвидирована.
Популярные в 70-е годы ансамбли «Гулдер»,
«Дос-Мукасан», «Айгуль» возникли под влиянием «Жас тулпар». Организация «Жас
тулпар» способствовала росту национального самосознания казахской молодежи.
В 1975 г.
была опубликована книга Олжаса Сулейменова
историко-лингвистического содержания «Аз
и Я». Поэт, сделав анализ памятника русской литературы «Слова о полку
Игореве», пришел к выводу, что «это произведение возникло на стыке славянского
и тюркского этнического мира и в нем нашли отражение ценности двух соседних
культур». В «Слове» часто встречаются тюркские слова. Очевидно, что в ту эпоху
влияние тюрков на общественную жизнь восточных славян было значительным. Под
руководством главного идеолога М.Суслова книге О.Сулейменова было
дано опровержение. Книга была изъята из продажи, библиотек, запрещено ее
издание.
События в
Целинограде
После расформирования Волжской автономии
сотни тысяч немцев были переселены на территорию Казахстана. Весной 1979 г.
ЦК КПСС принял решение о создании в Казахстане немецкой автономной области.
Руководителем комитета по формированию немецкой автономии назначен А.Коркин.
Административный центр автономии - г. Ерейментау.
В состав новой автономии намечалось ввести районы Акмолинской, Павлодарской,
Карагандинской, Кокчетавской областей.
16
июня 1979 г. в центре Целинограда (ныне Астана) собралась
большая группа казахской молодежи с транспарантами: «Казахстан неделим!», «Нет
- немецкой автономии!» Отметив, что Казахстан является родиной не только
казахов, но и русских, украинцев, татар, представителей других национальностей,
ораторы заявили, что создание государства в государстве, не считаясь с мнением
проживающего здесь населения, невозможно и противоречит законам.
19 июня, во время второго митинга,
руководители области заверили народ, что никакой автономии в Целинограде не
будет. Партийные органы при поддержке КГБ старались, чтобы информация о
событиях в Целинограде не получила огласки.
1.
В 60-е годы Коммунистическая партия, опираясь на силовые министерства,
стала проводить кадровую политику, которая национальные интересы народов
2.
В
70-80-ые годы XX
века в области национальных отношений господствовала теория
3.
Сталинская
администрация использовала метод тотального уничтожения народов,
хрущёвско-брежневский аппарат решил сформировать
4.
В июне
1979 года в Целинограде (ныне Астана) прошли массовые выступления против
5.
Решение о
создании в Казахстане немецкой автономной области было принято весной
6.
В
состав немецкой автономии в 1979 году предполагалось включить несколько районов
областей
7.
Выступление
казахской молодежи 16 июня 1979 года против создания на территории республики
немецкой автономии проходило в городе
8.
Молодежь
Целинограда выступила против создания немецкой автономии на территории
Казахстана в
9.
Комитет по
формированию немецкой автономии определил административным центром город
10.
Руководителем
комитета по формированию немецкой автономии на территории республики в 1979
году был назначен
11.
Суть
событий 1979 года в Целинограде
12.
В
июне 1979 года против немецкой автономии произошел
(-шла,-шли)
13.
Против создания
немецкой автономии в Казахстане в июне 1979 года выступила (ли)
14.
Казахская
молодежь создала в 60-е годы организацию «Жас тулпар» в
15.
В 60-е годы
казахская молодежь в Москве создала неофициальную организацию
16.
Неофициальная
организация «Жас тулпар» в Москве была создана в
17.
Идейным
вдохновителем и руководителем организации «Жас тулпар», созданной в 60-е годы в
Москве казахской молодёжью был
18.
В 60-х годах,
созданная в Москве казахской молодёжью организация «Жас тулпар» старалась,
главным образом
19.
В 1975
году в Алма-Ате опубликована книга «Аз и Я»
20.
Книга Олжаса Сулейменова «Аз и Я» была издана в
21.
В 1975
году О.Сулейменов опубликовал свою книгу
22.
В 1975 году была
опубликована книга Олжаса Сулейменова «Аз и я»
23.
Книга Олжаса
Сулейменова «Аз и я », опубликованная в 1975 году |